Как вы думаете, какие основные факторы способствовали формированию канона Нового Завета в третьем веке н.э.?
Состав канона (перечень входящих в него документов) менялся со временем. То, что мы имеем на данный момент есть результат длительного и сложного процесса формирования. Канон Новозаветных книг выявлялся в несколько этапов, каждый этап имеет свои характеристики.
Снежана, спасибо за ваш ответ на вопрос форума. Важными факторами, способствовавшими формированию канона Нового Завета в третьем веке н.э., являются как богослужебные, так и практические нужды ранней церкви, противостояние ересям, стремление к единству, гонения. Когда тебя преследуют, надо знать есть ли смысл подвергать свою жизнь опасности ради этой рукописи или нет.
Я думаю самые основные факторы принятия канона в третьем веке состояло в том чтобы отделить семя от плевел, тоесь определить книги авторство которых подлинно, а также богодуховенно, несёт в себе Божье Слово и не противоречит Ветхому Завету, а только раскрывает многие моменты
Алексей, спасибо за ваш ответ. Вы правы. Важно было определить Книги, авторами которых были пророки, богодуховенные Книги, и отделить их от других.
Многие церкви в 3 веке уже имели копии посланий и евангелий, и в принципе наверное в какой-то момент всех все устраивало если бы на историческую сцены не вышли Маркион и ему подобные. Лжеучетеля начали создавать свои списки книг и выкидывать из общепринятых то что им не подходило под их лжеучение. И для многих истинных христиан стал вопрос о сохранности истины. И как определить для нынешних и последующих христиан - а какие книги действительно имеют апостольский авторитет и стоит ли их читать? - Все эти факторы подтолкнули христиан установить окончательное происхождение (ведь приняли они эти Писания уже давно - раз их читали) всех Писаний, которые были в то время.
К тому же христиане того времени сами понимали, что нужно навести порядок так как с каждым десятилетием этих писаний ставало все больше. И труднее с каждым разом было отделять, что имеет авторитет, а что нет.
Господь провел Своих детей через эти трудности - и Дух Святой четко показал - что есть Канон, а что нет!
Олексiй, спасибо за ваш ответ. Слава Богу, что Господь провел Своих детей через эти трудности и четко показал - что есть Канон, а что нет!
Факторы:
1. Написанно апостолом
2. Приближеным человеком к апостолу
3. И влияние самой книги на самого человека,помогает ли она ему в духовном росте
Дмитрий, спасибо за ваш ответ. Да, это очень важные факторы.
Согласна с Дмитрием и хотела добавить, что в некоторых местах своих Посланий апостолы цитируют друг друга, правда доказать или опровергнуть это довольно трудно. Но на последнем этапе формирования новозаветнего канона происходит признание и цитирование новозаветных мест Писания отцами Церкви. Около 95% Нового Завета довольно точно цитируется в богословских трудах современников уже во второй половине 2 века.
Ирина, спасибо за ваше участие в форуме курса. Вы правы, около 95% Нового Завета довольно точно цитируется в богословских трудах современников уже во второй половине 2 века. Это довольно много.
Формированию канона Нового Завета способствовали критерии: книги должны были писаться пророками,или близкие к пророкам. Эти книги должны быть Богодухновенными. Т.е. нужно точно знать, что эти книги писались Богом. Ученики и Апостолы писали , но их направлял Бог. Каноничность определяется Богом. И ценность книги определяется ее каноничностью. Книга, чтобы попасть в канон, должна быть пророческой.
Кристина, спасибо за ваш ответ. Вы правы, церковь должна была точно знать, какие Книги от Бога, а какие от людей. Каноничность определяется Богом, и вы верно отметили, чтобы попасть в канон, книга должна быть пророческой, т. е. быть написанной пророком (так преподаватель называет авторов библейских книг).
Во-первых, считаю, что эти послания или книги которые писались апостолами или их учениками. Второе то, что эти книги реально воздействовали на людей и церкви, далее эти книги принимались. И конечно они не должны были противоречить Ветхому Завету
Константин, спасибо за ваш ответ. Вы назвали важные факторы. Также мы можем говорить как о богослужебных, так и о практических нуждах ранней церкви, о противостояние ересям, о стремлении к единству.
Основные факторы формирования канона Нового Завета в третьем веке включают: стремление к церковному единству, необходимость борьбы с ересями, стремление сохранить и передать раннее христианское учение, а также растущее осознание необходимости установления авторитетных текстов для общего учения церкви. Важную роль, безусловно, играли экклезиологические и догматические соображения, а также исторический контекст, включая политические реалии и рост влияния христианства.
Александр, спасибо. Рад, что вы так качественно и всесторонне усваиваете материал!
Когда Иисус Навин пишет 1-ую главу 8-ой стих он говорит о конкретной книге, зная кто сценарист , кем был писец, зная ее содержание и пользу, зная, что слово Господа не остается тщетным ( пример: приношение жертвы очищало грехи ), эта книга получила признание (подтверждение ) будучи определена Богом .
Собственно когда появились другие книги , нужно было убедиться в том , что они не противоречат ( хотя могли привнести новой информации ) первой (ым), и как доказательство их Божьего определения необходимо проследить сбылись ли слова Господа как Он и обещал.
Отсавлось лишь убедиться что эти книги также были призаны евреями в свое время.
Артур, спасибо за ваш ответ, за ваше движение вперед и обсуждение вопроса. Канонические книги – это книги определяющие, которые признаны авторитетными для нас, поэтому конечно, вскоре после рождения Церкви возникла необходимость отделить богодухновенные Писания Божьих пророков от других рукописей. Также было необходимом противостоять ересям (например, гностицизму). Это стало возможно только при наличии ясного канона.
Наверное, к 3 веку уже сформировались рукописи Писаний, которые были проверены временем, они работали. И церковь была готова духовно сформировать канон. Плюс борьба со всевозможными подделками Божьего Слова.
Олег, вы правы. Появление многих апокрифов претендующих на богодухновенность и лжеучений подтолкнули церковь к тому, чтобы сформировать канон Писания. Противостоять лжеучениям возможно только при наличии четкого и ясного канона.
Думаю, что появлялись тексты, которые по схожим признакам напоминали богодухновенные тексты, но в них могли быть нюансы или фантазии ничем не подкрепленные. Церковь нуждалась в здоровом христианском учении, основание которому - богодухновенные тексты.
Никита, спасибо за ваш ответ. Вы правы, Церковь нуждалась в здоровом христианском учении, основание которому - богодухновенные тексты.
Формированию канона Нового Завета в третьем веке н.э. способствовали следующие основные факторы: богословско-этическая нужда, ереси и гонения.
1) Богословско-этический фактор. Так как было написано много книг, то церкви, нужно было разобраться какие из них подлинно исходят от Бога, то есть богодухновенны, а какие нет. Богодухновенные книги признавались каноничными и являлись мерилом для вопросов веры и практики жизни.
2) Фактор ересей. Некоторые еретики составляли свои каноны, в которых либо сужался перечень богодухновенных текстов, либо расширялся. Церкви нужно было сохранить истину Евангелия, что выразилось в формировании новозаветного канона.
3) Фактор гонений. Во время гонений власти требовали от христиан, чтобы они выдали свои книги для уничтожения. Христиане не желали отдавать истинное записанное Божье слово. Это побудило задуматься и пересмотреть имеющиеся у них книги, чтобы при визите воинов отдавать им книги, которые не считались достойными доверия.
Арам, спасибо! У вас всё четко и по существу!
Изначально уже сформинованные церкви передавали друг другу послания, копируя их, при этом, ведь апостолы изначально закладывали отношения между ними и я думаю, что передача текста была частью этих взаимоотношений. Думаю, что каждая церковь собирала копии, они все обьединялись вокруг одной сути - Иисус Христос. В этот период уже формировался и признавался канон Нового Завета. Ценнее всего были послания апостолов, ведь их канон уже формировался, поэтому остальные проповеди и учения хранили не так бережно, любой фактор угрожающий текстам уничтожал менее ценное.
Канон распространялся лучше даже при таких сложных условиях передачи. А значит, что эти тексты находились у большинства церквей. Как бы лжеучение не распространялись, их меньшая ценность и растространённость не давала им выдерживать испытания.
Диана, спасибо за ваш ответ. Вы правы, тексты апостолов появлялись в 3 веке у большинства церквей, и благодаря этому лжеучения не распространялись. Они постепенно просто не выдерживали испытания с богодухновенными текстами.