СМЕРТЬ ИУДЫ.
На это «противоречие» уже давно обращают внимание, причем не только критики Библии, но и сами христиане. Поскольку оно, действительно, бросается в глаза своей очевидностью.
Суть обсуждаемого вопроса заключается в способе смерти предателя Иисуса Христа Иуды Искариота. Дело в том, что на эту тему есть два, на первый взгляд, противоречащих друг другу свидетельства.
Первое из них утверждает, что Иуда повесился сразу после предательства Христа:
«Тогда Иуда предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.» (Матф.27:3-5)
Второе же на первый взгляд совершенно иначе описывает его смерть, говоря, что Иуда упал и разбился:
«И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал, - было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть «земля крови».» (Деян.1:15-19)
Посему налицо явное противоречие в способе гибели Иуды. Первое гласит, что он «удавился», то есть повесился, второе, – что он упал и разбился, как говорится, «вдребезги». Какова же все-таки была кончина известнейшего из предателей? Противоречат ли эти два библейских свидетельства друг другу или они, как это часто бывает, являются двумя разными обстоятельствами одного и того же события?
СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДЕТАЛИ БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТОВ.
Для того, чтобы попытаться восстановить общую картину событий кончины Иуды, обратим внимание на повествование и некоторые детали тех текстов, которые повествуют об этих событиях. В конце концов, при поверхностном ознакомлении с обстоятельствами истории противоречие совершенно очевидно. Невозможно умереть одновременно двумя способами. Можно либо повесится, либо разбиться. Здесь наша история укладывается в известный афоризм: «Кому суждено быть повешенным, тот не утонет».
Посему обратим внимание на первый отрывок и убедимся, что он говорит именно о том, о чем мы думаем. Касательно самой смерти Иуды он гласит: «И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.» (Матф.27:5). Наиболее важное для нас слово в этом отрывке – «удавился». Действительно ли оно означает повешение?
В греческом оригинале евангелист Матфей использует греческое слово «апегзато», которое, собственно и означает «повеситься». Другого значения у этого слова нет. Посему в отношении данного отрывка мы делаем простой вывод: то, что Иуда именно повесился – несомненно.
Теперь обратим внимание на второй основной отрывок. С ним несколько сложнее, поскольку он сообщает более многогранную картину. В отношении смерти Иуды он свидетельствует: «но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян.1:18).
Фактически, Синодальный перевод довольно точно передает общую картину произошедшего. Иуда упал лицом вниз (или головой вниз, навзничь, греч. «пренес»), при этом его тело лопнуло (греч. «элакесен»), а внутренности (греч. «сплангхна») выпали.
Другие переводы вполне единодушно дают ту же самую картину произошедшего.
Новый Русский перевод:
«На деньги, полученные за совершенное им зло, он купил поле, но, упав вниз головой, он разбился, и его внутренности вывалились наружу.»
Перевод под ред. Кулакова:
«Но, купив поле ценой собственного нечестия, он кончил тем, что низвергся на землю вниз головой так, что тело его разорвалось надвое и выпали все внутренности его.»
Перевод Международной Библейской Лиги:
«Иуда купил поле на деньги, полученные за это преступление, но упал головой вниз и разбился, и все внутренности его выпали наружу.»
Перевод Российского Библейского Общества:
«На деньги, полученные за свое черное дело, он приобрел поле, где и свалился вниз и расшибся так, что живот у него лопнул и все внутренности вывалились.»
Таким образом, свидетельства текстов именно таковы, как мы их воспринимаем и при помощи лишь изучения самих текстов мы не сможем найти ответ на поставленный вопрос противоречия. Поскольку первое свидетельство, как мы и увидели в самом начале, говорит о повешении. Второе же о сильном падении, так что тело развалилось на части.
УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО СОВМЕЩЕНИЕ ДВУХ СВИДЕТЕЛЬСТВ.
Рассуждая далее, рассмотрим возможные варианты совмещения этих двух, на первый взгляд, противоречивых свидетельств. Поскольку, если мы найдем вариант их совмещения, который не будет противоречить очевидной логике, то наш вопрос можно будет считать решенным.
В этом отношении первое свидетельство о повешении Иуды мы особо рассматривать не будем. Поскольку евангелист Матфей засвидетельствовал наиболее очевидную развязку событий, которая должна была быть известна всем так или иначе причастным к данным событиям. Обратим лишь внимание на то, что в нем Матфей совершенно определенно утверждает, что Иуда умер именно через повешение.
Теперь рассмотрим наш второй рассказ, который повествует апостол Петр в книге Деяния Апостолов. При этом необходимо иметь ввиду, что на самом деле это не просто рассказ Петра, ведь данный текст писал евангелист Лука. Что касается Луки, то вспомним, что по профессии он был врачом (Кол. 4:14). То есть он, согласно своему профессиональному интересу, мог изложить в этой истории именно то, что его особо заинтересовало. В частности, он устами Петра повествует о дополнительных деталях, избегая «банального» повешенья. Тем самым сообщая о довольно необычных нюансах, связанных с самоубийством Иуды.
Причем заметим, что в отличие от Матфея, Петр (или Лука) не утверждает, что именно падение послужило причиной смерти Иуды. Он просто описывает определенное обстоятельство, связанное с его смертью. В таком случае, если смерть предателя произошла в результате самоповешения, то каким образом оно могло быть дополнено падением его тела с разваливанием на куски?
Пожалуй, здесь напрашивается только один логически возможный ход событий: Иуда повесился, а уже потом его труп упал и лопнул. К сожалению, ни Матфей, ни Лука, ни какой-либо другой новозаветный автор не сообщают нам все подробности, связанные с кончиной Иуды. Поэтому мы вынуждены самостоятельно искать возможности, связывающие воедино обстоятельства повешения и падения. В таком случае проверим, возможно ли с логической точки зрения подобное сочетание евангельских свидетельств.
- Труп Иуды попытались неудачно снять.
Это одно из самых простых предположений сочетания обстоятельств повешения и падения. При этом варианте после повешения труп Иуды попытались снять. Но, видимо, сделали это недостаточно аккуратно, а может и намеренно небрежно. В результате этого тело упало на землю, напоровшись животом на что-то острое, например, кусок скалы. Таким образом область живота оказалась распоротой и внутренности выпали.
Подобный вариант теоретически вполне возможен. Его несомненное слабое место в том, что он не может опереться на библейские свидетельства из-за их отсутствия. Однако, как уже было подмечено ранее, библейский текст не сосредоточен на описании полноценной картины смерти предателя. Новозаветные авторы просто констатируют ее, сообщая при этом те или иные отдельные обстоятельства. Посему теоретической обоснованности возможности произошедшего вполне достаточно.
- Труп Иуды сильно разложился.
Фактически, данный вариант является одним из аспектов предыдущего варианта недостаточно аккуратного/намеренно небрежного снятия трупа повешенного Иуды. Хотя его можно считать более реалистичным и обоснованным. Ведь дело в том, что именно разложившееся тело способно развалится при падении с довольно небольшой высоты. Каким образом это могло произойти?
В первую очередь обратим внимание, что существуют пять основных стадий разложения трупа:
- Свежий.
Останки целы и не заражены насекомыми, при этом наблюдается окоченение конечностей и отсутствие трупных изменений на коже.
- Вздутие живота.
Явные признаки начала разложения и появление трупных изменений на коже. Заполнение мягких тканей выделяющимися газами, видимое в первую очередь в области живота.
- Активный распад.
Разжижение тканей, кожные покровы начинают чернеть.
- Прогрессирующий распад.
Почти полное почернение внешних покровов.
- Сухие, скелетированные останки.
В нашем исследовании наиболее актуальными представляются третья и четвертая (возможно, вторая) стадии. В зависимости от условий внешней среды, в особенности температуры воздуха и влажности, сроки разложения могут быть разными. Но в целом от одной до нескольких недель.
Если верна данная версия, то картина получается более яркой и детальной. Труп Иуды провисел достаточно долго для того, чтобы прийти в полуразложившееся состояние. Причина долгого висения вполне ясна, ведь о его предательстве знали очень многие. К тому же отношение к самоубийцам в Израиле было соответствующе негативным (Гал. 3:13).
Когда же тело все же попытались снять, оно упало. Причем в данном варианте не важно, насколько оно высоко висело. В зависимости от стадии разложения оно могло лопнуть, упав относительно с небольшой высоты. Таким образом, второй вариант тоже вполне логически обоснован.
- Ряд вариантов, распространенных в эпоху ранней Церкви.
В ранней церкви было также распространено мнение, что Иуда не умер после повешения, а закончил жизнь в родном селе от неизвестной болезни, чудовищно распухнув и гния заживо. Причем зловоние от тела было таково, что его односельчане навсегда покинули свое место жительства. Несмотря на то, что повешение не привело к смерти, Иуду тем не менее называли «дважды умершим».
Известен также вариант с действием сверхъестественных сил. Как известно, бесы зачастую бросали одержимых ими людей навзничь (напр., Лук. 4:35). Говоря о подобном варианте, утверждалось, что духи зла, владевшие Иудой, так сильно бросили его оземь после смерти через повешение, что тело развалилось. Хотя, пожалуй, можно заметить, что если принимать во внимание сверхъестественный элемент при выдвижении возможных вариантов сочетания событий истории, то их можно предположить немало.
ВЫВОДЫ.
Итак, мы рассмотрели ряд вариантов, при которых возможна теоретическая совместимость двух обстоятельств смерти Иуды Искариота. Прежде всего мы заметили, что только одно из этих обстоятельств прямо утверждается как причина смерти – это сообщение евангелиста Матфея о самоубийстве Иуды через повешение. Второй рассказ о падении не настаивает на том, что именно оно привело к смерти. Таким образом мы пришли к выводу, что падение с вываливанием внутренностей могло произойти только после смерти через повешение и было сопутствующим обстоятельством.
Исходя из получившейся логической последовательности событий: вначале смерть через повешение, потом падение трупа и вываливание внутренностей, мы предположили ряд возможных вариантов их совмещения.
Наиболее предпочтительным кажется именно тот, который предполагает достаточно долгое висение тела в петле, чтобы оно успело прийти в полуразложившееся состояние. Поскольку именно при этих условиях труп может упасть при недостаточно аккуратном (либо намеренно небрежном) снятии и развалится при падении с небольшой высоты.
Впрочем, другие варианты приведенных нами предположений также имеют свое право на существование. Ведь новозаветные авторы не оставили нам подробного описания всех деталей смерти Иуды и посмертных событий, связанных с его трупом.
ЖДЕМ ВАШИХ КОММЕНТАРИЕВ!!!