ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ И РАСПЯТИЕ ХРИСТА.
Суть новозаветного противоречия, которое мы рассмотрим, заключается в том, что синоптические евангелисты (Матфей, Марк, Лука) и Иоанн дают разные описания пасхальных событий. Из чего получается, что, согласно синоптикам, Иисус успел с учениками поучаствовать в пасхальной трапезе, а, значит, был распят уже после Пасхи. Но, согласно тексту Иоанна, Тайная вечеря проходила накануне Пасхи и, соответственно, распятие пришлось на сам праздник.
Получается, что Иоанн излагает события в более известной и привычной для нас последовательности. Именно в его рассказе все вписывается в традиционное христианское богословие. Ведь именно Иисус становится истинным Пасхальным Агнцем, Который и был заклан в тот самый момент, когда пребывающие в неведении иудеи приносили еще ветхозаветные жертвоприношения ягненка.
Посему давайте попробуем разобраться, есть ли в описаниях евангелистов противоречие.
ФОРМУЛИРОВКА ПРОТИВОРЕЧИЯ, СОГЛАСНО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ ЕВАНГЕЛИСТОВ
Рассмотрим те новозаветные тексты, которые, на первый взгляд, находятся в противоречии друг с другом. Как уже было сказано, в основных своих позициях синоптики противоречат Иоанну. Начнем наш обзор со свидетельства синоптиков. Чтобы не цитировать всех троих, возьмем за основу место из Евангелия от Матфея как самое лаконичное:
«В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху» (Матфея26:17-19).
В этом тексте есть все необходимые для нашего вопроса детали. В первую очередь, упоминается «первый опресночный день», который, согласно иудейской пасхальной традиции, был первым днем Пасхи, а её праздновали, начиная с 14-го нисана вечером. По свидетельствам синоптиков, это был вечер четверга, поскольку ровно через сутки, то есть вечером в пятницу, Иисус уже был распят. О распятии в пятничный вечер ясно заявляет Лука (23:54). Заметим, что Марк и Лука также пишут, что Тайная вечеря состоялась именно в «первый день опресноков» (Марка 14:12; Луки 22:7). Более того, и процитированный нами Матфей, и другие синоптики также утверждают, что Иисус с учениками за столом во время Тайной вечери ели именно «пасху», то есть пасхального агнца (Марка 14:16; Луки 22:13). Значит, по всему выходит, что, согласно синоптическим свидетельствам, Иисус был распят уже после пасхального вечера, иначе говоря, праздника Пасхи.
Однако, как уже было упомянуто, Иоанн по-другому представляет пасхальные события. Обратим внимание на несколько текстов из его Евангелия:
«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Иоанна 13:1).
«А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» (Иоанна 13:29-30).
«От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Иоанна 18:28).
«Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!» (Иоанна 19:14).
Таким образом, согласно Иоанну, получается, что Тайная вечеря Иисуса и учеников состоялась «перед праздником Пасхи», во время которой предатель-Иуда покинул горницу «ночью», а уже утром следующего дня Иисуса допрашивали в претории и в итоге распяли. Но происходило все это «перед Пасхою». То есть по Иоанну Тайная вечеря и Пасха – это разные вещи, а Иисус был распят в пятницу именно накануне Пасхи, но не после нее.
Чтобы разобраться в рассмотренных нестыковках евангельских свидетельств, нам необходимо подумать о следующем:
- Является ли Тайная вечеря иудейской пасхальной трапезой (седером) и одновременно ритуалом празднования Пасхи?
- В зависимости от ответа на первый вопрос, определить, был ли Иисус распят до праздника Пасхи или после него.
ПАСХАЛЬНЫЙ СЕДЕР И ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
Пожалуй, это ключевой момент, который нам необходимо определить. Ведь от ответа на этот вопрос будет зависеть понимание пасхальных евангельских событий и в итоге – ответ на само противоречие в свидетельствах. Чтобы понять, каким образом могут соотноситься иудейская пасхальная трапеза, называемая седер, и Тайная вечеря, а также что есть главный момент самого праздника Пасхи, нам необходимо рассмотреть ряд важных пасхальных иудейских установлений.
Прежде всего, заметим, что традиционно Тайная вечеря воспринимается нами именно как седер. Получается ли тогда, что синоптические евангелисты правы, а Иоанн ошибся на сутки? Сразу необходимо оговорить, что пасхальные установления известны нам из трех основных источников: текстов Пятикнижия (Торы), талмудических текстов и современной иудейской традиции. Проблема заключается в том, что точно реконструировать события и ритуалы празднования Пасхи в эпоху Христа ни один из этих источников в полной мере не позволяет. Ведь ветхозаветные установления слишком древние, а талмудические (записанные примерно к III веку, а некоторые и позже), и особенно современные, уже отражают более позднюю традицию. Посему реконструировать пасхальные установления нужного нам периода приходится с позиции поиска «среднего арифметического» между упомянутыми источниками.
Посему в первую очередь обратим внимание на свидетельства Пятикнижия. В нем изначально ясно оговаривается несколько важных для нас положений. Одно из них – день празднования Пасхи. Он определен Господом на 14-й день месяца авива, который позже получил название месяца нисана (см. Исход12:1-8; Левит 23:4-8; Второзаконие16:1-8). Если в евангельских событиях этот день приходился на пятницу, и прав Иоанн, то тогда остается открытым вопрос, чем была Тайная вечеря. Ведь седер, согласно современным установлениям, совершается именно в день Пасхи. Если 14-е нисана было в четверг, и правы синоптики, то тогда Иоанн явно ошибается, утверждая, что в пятницу только «наступала Пасха».
Однако обратим внимание еще на один важный момент. В Мишне, важнейшей и древнейшей части Талмуда, в трактате «Песахим», описывающем древние пасхальные установления, в числе прочего сказано: «В ночь на четырнадцатый день нисана совершают поиск всего квасного в доме при свете светильника». То есть имеется в виду ночь с 13-е на 14-е. Таким образом, легко сделать первый промежуточный вывод, что предпасхальные мероприятия могли начинаться сутками раньше, чем само празднование Пасхи.
Также обратим внимание на еще одно важное обстоятельство. Дело в том, что ни в коем случае нельзя отождествлять домашнюю пасхальную трапезу-седер и обязательное жертвоприношение пасхального ягненка. Современные реалии несколько стерли эту разницу. В наши дни седер совершается именно в вечер Пасхи, то есть 14-го нисана, и полностью ассоциируется с ней. Однако в ветхозаветной древности, как и во времена Христа, седер и жертвоприношение ягненка (и его поедание, согласно заповеди Пятикнижия) были разными действами. Обратим внимание на следующий текст:
«Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта; и испеки и съешь на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, а на другой день можешь возвратиться и войти в шатры твои» (Второзаконие 16:5-7).
Из этого мы легко делаем очередной вывод, что Иисус с учениками не мог праздновать Пасху в горнице, поскольку это запрещено заповедью. Во времена евангельских событий Пасха и, соответственно, заклание пасхального ягненка и его поедание осуществлялось исключительно в Храме. При этом домашняя пасхальная трапеза-седер проводилась как раз дома и, согласно заповеди, не была частью обязательного храмового ритуала. Поэтому в отношении нее применялись куда более свободные требования. Тем более седер возник уже в послепленную эпоху и на тот момент, подобно сегодняшним иудейским реалиям, не имел столь высокой значимости.
Посему легко заметить, что современный седер, напротив, за неимением храмового пасхального ритуала, фактически заменил его. То есть мы не имеем права проводить аналогию между современным седером и седером времен Иисуса Христа. Современный седер за века рассеяния еврейского народа после разрушения Храма римлянами в 70-м году многое перенял из храмовых пасхальных обрядов, хотя и символически. И получается, что Христос вполне мог участвовать с учениками в седере в ночь на 13-е нисана. Ведь, согласно тексту Мишны, предпасхальные мероприятия уже начались. Тем более фразы синоптиков о «первом дне опресноков» вполне возможно переводить не как однозначное указание на конкретный день, а как сообщение о некоем временном периоде. То есть вариант перевода не «в первый опресночный день», а «к первому опресночному дню» вполне оправдан.
Таким образом, мы приходим к выводу, что синоптики указывали на приближение Пасхи, а не собственно на ее фактическое наступление. При этом под самой Пасхой подразумевались предпасхальные установления седера, который во времена Христа имел одновременный статус околопасхальных мероприятий и мог оцениваться по желанию автора в той или иной мере приближенности к собственно Пасхе. Посему синоптики описывали события приблизительно, тогда как Иоанн своими описаниями внес в них конкретику.
ПАСХАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ В ЕВАНГЕЛИЯХ
Теперь реконструируем сами пасхальные события по дням – так, как они представлены в Евангелиях. Они начинаются в четверг вечером, 13-го нисана. Слова синоптиков о том, что это «первый день опресноков», как мы отметили, на самом деле являются указанием о приближении этого дня. При этом сам седер, названный ими «Пасхой», вполне оправданно носит это название, поскольку даже при отсутствии подробных описаний пасхальных установлений того конкретного периода мы вполне определенно устанавливаем, что пасхальные (предпасхальные) действа начинались именно вечером 13-го.
То, что Тайная вечеря была именно седером, указывает на запрет на вкушение пасхального жертвенного ягненка по домам. Посему само главное мероприятие должно было состояться только в пятницу 14-го в Храме. При этом Сам Иисус сказал: «…очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Луки 22:15-16). То есть эта трапеза не была вкушением пасхального ягненка. Ведь этим ягненком Иисус считал Самого Себя. И Его жертва придется именно на пятницу. Впоследствии Апостол Павел по этому поводу очень ясно заявит, что «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Коринфянам 5:7).
Также в пользу этого говорит и то, что ученики только вечером задались вопросом, где Иисус желает есть пасху (Матфея 26:17). Если бы подразумевался собственно пасхальный ягненок, то ставить такой вопрос было бы поздно. Но до храмового жертвоприношения оставалось еще больше суток, а для того, чтобы накрыть стол для седера, много времени не требовалось. К тому же горница Тайной вечери была арендована и, соответственно, уже максимально «устлана и готова» (Марка 14:15). В этом смысле неспешность учеников как раз понятна.
При этом в описаниях Тайной вечери есть явные параллели с седером. Например, уже упомянутый раздел Мишны «Песахим» оговаривает, что во время домашнего седера осуществлялось омовение, когда один из учеников поливал водой руки учителя. В Евангелиях, как мы видим, Иисус прибег к более радикальной форме омовения. Возможно, к этому Его подвигла просьба матери сыновей Заведеевых о своих детях, которую она высказала накануне и ею вызвала недовольство остальных учеников (Матфея 20:20-28).
Далее обратим внимание на описание того, что все присутствующие «возлежат» вокруг стола, что также упоминается в трактате «Песахим». Также в нем говорится о принятии в течение трапезы четырех чаш вина. О двух первых, в частности, упоминает Лука:
«И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Луки 22:17-20).
Согласно тексту «Песахим», между принятием первой и второй чаш вкушалась пища, которая в нем названа «хлебной закуской». Причем любопытно, что в Евангелиях Иисус с учениками вначале принимает трапезу и только потом совершает действа с хлебом и чашей. Та же последовательность описана и в тексте «Песахим». Однако современный иудейский седер имеет обратную последовательность.
После третьей чаши участники седера пели гимны. Как предполагается, это были Псалмы 110-112. Этот момент упомянули Матфей (26:30) и Марк (14:26): «и воспев, пошли на гору Елеонскую». Четвертая чаша, согласно «Песахим», принималась только в том случае, если участники ночной части седера оставались бодрствующими. Но, как мы знаем, в евангельских событиях четвертая чаша не могла быть совершена (Матфея 26:40-46), и последующие события логически продолжили Пасху закланием Агнца.
Учитывая, что домашний седер не имел прямого отношения к главному пасхальному храмовому ритуалу жертвоприношения ягненка, мы без проблем устанавливаем последовательность дальнейших событий.
Прежде всего, оговорим еще раз, что предпасхальный характер седера уже позволяет евангелистам называть его «Пасхой». В ночь с четверга на пятницу, то есть с 13-го на 14-е нисана после седера, придя с учениками в Гефсиманский сад, Иисус был арестован. В ту же ночь начались допросы в домах Анны и Каиафы (Иоанна 18:13-24) и состоялось заседание синедриона (Матфея 26:59-68). Утром в пятницу 14-го нисана Иисус предстал перед Пилатом и Иродом Антипой и в конце концов был распят. Казнь пришлась как раз на тот период дня, когда в Храме совершали пасхальное жертвоприношение.
Таким образом, мы установили, что Иисус был распят именно накануне Пасхи, которая наступала с заходом солнца в пятницу 14-го нисана, о чем синоптические евангелисты написали, приблизительно привязывая события к пасхальным действиям, а Иоанн точно соотнес все аспекты происходящего с временными маркерами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы выяснили, что Тайная вечеря с большой долей вероятности была пасхальным домашним седером. Полную точность выводов нам не позволяет получить сравнительно небольшой материал по пасхальным установлениям эпохи Христа. В то же время факт изменчивости этих установлений от эпохи к эпохе прослеживается без труда.
При этом мы также установили, что седер и собственно сама Пасха, то есть заклание пасхального ягненка в Храме, не является одним и тем же. Поэтому проводить прямые параллели с современным иудейским седером нельзя. Ведь после разрушения Храма римлянами он впитал в себя значения именно храмовых установлений, фактически заменив центральный храмовый ритуал. Однако седер, тем не менее, можно обиходно называть «Пасхой» как составную начальную часть пасхальных мероприятий, согласно трактату «Песахим» начинавшуюся 13-го нисана вечером. Посему синоптики не вступают в противоречие с Иоанном, который называет «Пасхой» именно главное храмовое жертвоприношение.
Отсюда становится ясно, что Иисус был распят в период уже начавшихся пасхальных мероприятий, поучаствовав с учениками в праздничном домашнем седере, который мы называем Тайной вечерей. А вот во время самих храмовых пасхальных действий Он уже принес Себя в жертву на кресте, заменив Собой пасхального ягненка и став за всех нас совершенным жертвенным Агнцем.
СИНОПТИКИ
В день жертвоприношения пасхального ягненка:
12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним
14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.
17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
(Марка 14:12-17)
7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,
11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
(Луки22:7-16)
44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.
46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
54 День тот был пятница, и наступала суббота.
(Луки 23:44-46, 54)
ИОАНН
1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. (Иоанна 13:1)
29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.
30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. (Иоанна13:29,30)
28 От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. (Иоанна18:28)
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! (Иоанна19:14)
ПЕСАХ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря:
2 месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.
3 Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство;
4 а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,
6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером,
7 и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его;
8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его;
(Исход12:1-8)
4 Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время:
5 в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня;
6 и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки;
7 в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте;
8 и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте.
(Левит 23:4-8)
1 Наблюдай месяц Авив, и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью.
2 И заколай Пасху Господу, Богу твоему, из мелкого и крупного скота на месте, которое изберет Господь, чтобы пребывало там имя Его.
3 Не ешь с нею квасного; семь дней ешь с нею опресноки, хлебы бедствия, ибо ты с поспешностью вышел из земли Египетской, дабы ты помнил день исшествия своего из земли Египетской во все дни жизни твоей;
4 не должно находиться у тебя ничто квасное во всем уделе твоем в продолжение семи дней, и из мяса, которое ты принес в жертву вечером в первый день, ничто не должно оставаться до утра.
5 Не можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе;
6 но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта;
7 и испеки и съешь на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, а на другой день можешь возвратиться и войти в шатры твои.
8 Шесть дней ешь пресные хлебы, а в седьмой день отдание праздника Господу, Богу твоему; не занимайся работою.
(Второзаконие16:1-8)
7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
(1Коринфянам 5:7)
Противоречие в том, что Тайная вечеря совершается в четверг, названный синоптиками «первым днем опресноков», который должен быть пятницей, пасхальным днем. Также синоптики утверждают, что Иисус ел с учениками пасхального ягненка.
Но это не могло быть так.
Мишна, трактат «Песахим»: «В ночь на 14-е нисана совершают поиск всего квасного в доме при свете светильника». То есть в ночь с 13-е на 14-е, с четверга на пятницу.
«В первый день опресноков» (Марка 14:12) можно также перевести как «к первому опресночному дню». То есть данная фраза не является точным указанием конкретного дня, а обозначает некий период.
В эпоху Второго храма складывается две параллельные традиции. Первая, согласно Второзаконию, представляет собой жертвоприношение пасхального ягненка, совершаемого в Храме. Вторая является домашней пасхальной трапезой, совершаемой дома, – сидур (седер). Это разделение некогда единого действа было спровоцировано послепленным периодом, когда единовременное нахождение всего народа в Храме было невозможно по многочисленным причинам.
Храмовая трапеза с поеданием пасхального ягненка проходила в целом согласно древним предписаниям Торы, например, поспешно и с посохами (Исход 12:11). Седер же проходил дома в спокойной обстановке возлежания за столом.
Авив – иными словами, «месяц колосьев» или «месяц молодых побегов».
Нисан – схожий смысл, «первые плоды».
ЖДЕМ ВАШИХ КОММЕНТАРИЕВ!!!