Мир всем!
В Евангелии от Луки ничего не сказано про бегство Иосифа и Марии с Богомладенцем Иисусом в Египет. Вместо этого Лука повествует о посещении ими Иерусалима.
В Евангелии от Матфея ничего не говорится о посещении Иерусалима, но рассказывается о бегстве в Египет.
Считается, что Лука был историком и тщательно собирал сведения о жизни Иисуса Христа. Его Евангелие считается наиболее обширным. И вдруг, этот историк ничего не упоминает о бегстве Святого Семейства в Египет...
С другой стороны, Матфей, как считается, писал своё Евангелие для евреев. И он почему-то не упоминает о посещении Святым Семейством Иерусалимского Храма, хотя это было бы очень важным для иудеев.
Как всё это согласовать?
Ответ в файле.
Спасибо за ответ, сестра Надежда!
Хотелось бы услышать ещё какие-нибудь мнения. Свои мысли выскажу позже.
Сергей, спасибо за глубокий вопрос! Я не специалист по Евангелиям, поэтому только выскажу свою точку зрения. Думаю, что добиться всеохватывающего описания истории чего-либо на земле одним человеком, на все 100%, просто невозможно. Мы люди, и мы ограничены многими факторами. И возможно поэтому, как и отметил евангелист Иоанн, многое из земной истории Иисуса так и осталось не изложенным (Ин. 21:25).
С другой стороны, каждый из евангелистов имел свои цели, индивидуальные особенности и исторический контекст. Например, Лука делает больший акцент на Марии, а Матфей на Иосифе. Как мы знаем, Бог действовал через личности библейских авторов таким образом, что без нарушения их индивидуальных особенностей, стиля, без ограничения их свободы, вложил в них Свое Слово. Исходя из этого, мы можем сказать, что каждый автор вполне мог делать свои акценты, и фиксировать в своем Евангелии то, что он посчитал более важным и необходимым. И как отметила выше сестра Надежда в размышлениях на данную тему, наличие у нас 4-х Евангелий, говорит о мудрости Бога, который таким образом донес до нас подробную, насколько возможно с учетом действия людей, историю жизни Иисуса Христа.
Спасибо за ответ, Вячеслав!
Действительно, каждый евангелист описал жизнь и учение Господа Иисуса по-своему. В каждом из Евангелий прослеживается характерный стиль евангелистов.
Спасибо за ответ, Вячеслав!
Действительно, каждый евангелист описал жизнь и учение Господа Иисуса по-своему. В каждом из Евангелий прослеживается характерный стиль евангелистов.
Братья и сёстры, позвольте поделиться своими мыслями...
Я думаю, что Матфей не упоминает посещение Храма по той причине, что это было обязательным и естественным действием для благочестивых евреев. Мария с младенцем Иисусом не могли не пойти в Храм, ведь того требовал Закон.
Также, мне кажется, что Лука не упоминает о бегстве в Египет потому, что к моменту написания Евангелия он не смог найти живых свидетелей этого события.
Вот как он начинает своё повествование: "Поскольку уже многие предприняли составление рассказа о событиях, происшедших у нас и известных нам от людей, которые с самого начала были их очевидцами и служителями Слова, то и я, в свою очередь, решил, досконально изучив все от самого начала, последовательно изложить это для тебя, досточтимый Феофил, чтобы ты убедился в достоверности того, в чем был наставлен" (Лк. 1:1-4).
Лука, как историк, хотел записать только то, что он слышал от очевидцев и свидетелей тех событий. Господа Иисуса при Его жизни он не видел, так как не был из двенадцати. Иосиф к тому времени, очевидно, уже умер. А с Марией Лука, скорее всего, не был знаком или не успел расспросить её о тех событиях.
Безусловно, устное предание того времени содержало рассказ о бегстве в Египет, но Лука решил поступить как настоящий историк. До сих пор его Евангелие и Книгу Деяний высоко ценят археологи, и говоря об этих книгах, выражаются так: "Историческая точность Луки".
Сергей, спасибо за ваши интересные размышления! Я полностью с вами согласен. Матфей вполне мог не упомянуть посещение Храма после рождения Христа, потому что это было событием, само собой разумеющимся для иудеев того времени, и даже не подлежало сомнению и обсуждению. Лука вполне мог не упомянуть о бегстве в Египет потому, что не смог найти живых свидетелей этого события. Евангелисты были водимы особым образом Духом Святым, и от этого одинаковость (в хорошем смысле) Евангелий. Но евангелисты были людьми, с их понимаем, трактовкой событий, со своими целями и аудиторией, и от этого к нам пришло различие Евангелий. И это хорошо! Попытаться найти мотивы евангелистов, почему они выстроили свои Евангелия именно так, а не иначе, по-моему, это довольно интересно.