Как вы думаете, какие основные факторы способствовали формированию канона Нового Завета в третьем веке н.э.?
Были определенные церковные советы, но все равно люди придерживались определенным критериям. Такие как: кем была написана книга? подтверждается ли авторитет? Как книга учит о Боге
Приветствую вас. Вы хорошо написали о критериях оченки книг. В вопросе же речь идет о факторах (события), которые подтолкнули к формированию канона. Например, были ли это гонения, ереси или другое...Дима
Процессу канонизации новозаветных книг способствовали различные факторы. Во-первых, важным фактором стало развитие ересей, а особенно гностицизма. Это течение пыталось соединить смешение языческих верований и идей с христианским учением. Представители гностицизма делились на несколько течений, но, тем ни менее, они оставались серьёзной угрозой для христианства, так как, отводя более или менее центральное место Христу, они считали себя христианами. Кроме того гностики претендовали на обладание и Св. Писанием, и Св. Преданием и будто бы по ним излагали своё учение, что так же затрудняло защиту церкви. Такое положение побуждало христиан утвердить канон новозаветных книг, чтобы лишить гностиков возможности причислять свои произведения к авторитетному Писанию. Во-вторых, другим еретическим движением, повлиявшим на формирование канона, стал монтанизм. Это течение возникло во второй половине II века во Фригии и быстро распространилось по всей церкви. Его можно охарактеризовать как апокалиптическое движение, которое стремилось к строго аскетической жизни и сопровождалось экстатическими проявлениями. Монтанисты настаивали на непрерывном даре боговдохновенного пророчества и стали записывать прорицания своих главных пророков. Это привело к распространению целого ряда новых писаний и, следовательно, к серьёзному недоверию со стороны церкви к апокалиптической литературе вообще. Такие обстоятельства привели даже к сомнениям относительно каноничности Апокалипсиса Иоанна. Кроме этого, монтанистская идея о постоянном пророчестве заставила церковь серьёзно задуматься о закрытии канона вообще. В-третьих, на канонизацию воздействие оказали гонения со стороны государства. Преследования христиан начались практически с 60-х годов по Р.Х., но до 250 года они носили случайный и локальный характер, однако после это стало элементом политики Римского императорского правительства. Особенно сильные гонения начались с марта 303 года, когда император Диоклетиан приказал ликвидировать церкви, а Писания уничтожить в огне. Таким образом, хранить Писание стало опасно, поэтому христиане хотели точно знать, что книги, которые они прячут под страхом смертной казни, действительно являются каноническими. Были ещё и другие, более мелкие факторы, такие, например, как закрытие еврейским синедрионом канона Ветхого Завета в Ямнии около 90 года по Р.Х., или как александрийский обычай составлять список авторов, чьи труды для данного литературного жанра считались образцовыми, их называли канонами, и т.д.
По вашему ответу видно, что вы хорошо разбираетесь в истории. Отлично!
Основные факторы - это то, что все Книги Нового Завета уникальны, потому что они являются апостольскими книгами. Одни новозаветные авторы цитируют других новозаветных авторов - это и повлияло на формирование канона Нового Завета.
Спасибо за ваш ответ. Можно ли еще дополнить? Могли бы вы еще что то добавить к факторам? Дима
Необходимость борьбы с ересями, защита писания от уничтожения в связи с преследованиями со стороны государства, нужда в едином Писании для всей Церкви.
А какой из перечисленных вами факторов, по вашему, будет более значимым? Дима
Думаю, что потребность в Писании для самой Церкви.
Можно предположить. Но, думаю, что сильные гонения быстрее сподвигли Церковь составить список богодухновенных книг. Дима
Самый важный критерий для принятия в канон был: является ли автор пророком, апостолом или приближённым к ним и подтверждается ли авторитет писателя Божьими знамениями. Не противоречит ли предыдущим откровениям.
Приветствую вас. Вы не поняли вопрос. Речь идет не о критериях, а о факторах (например, гонения или ереси и тп.). Дима
Я думаю что существуют несколько факторов канона и скорее всего это: лжеучение и лжепророки; искажение учения апостолов; гонения истинных христиан.
Все верно.
Буду честной - я не знала, но прочитав комментарий С.Чуркина и Е. Третьяк узнала, что это лжеучители, гонения и искажения учения Апостолов. Спасибо за их ответы!
Не могу понять как появляется канон: он определяется Богом, признается людьми. Книги, не вошедшие в канон, абсурдны и лишь поэтому не вошли и они не имеют пророческого слова, знамений - в этом причина? Как понимают составители канона, что книга должна войти в канон и стать "жезлом измерения"? Это работа Святого Духа, но через что - откровения, знамения, пророчества? Может ответы впереди, но я в поиске их. Спасибо!
Ну... какие то вещи про канон говорит наш преподаватель. Кроме того, советую прочитать книгу "Канон Нового Завета" Мецгера для углубленного изучения вопроса. В этой книге все подробно изложено. Дима
Спасибо большое, возьму на заметочку!
Теперь осталось найти время и внимательно изучить книгу. Дима
1. Лжеучения и ереси. С этой проблемой столкнулся еще сами апостолы, когда в церковь проникало лжеучение лжеучение (Галатам 3 гл, Иуда 1:4, 1 Тим. 1:4, Деяние 15 глава). Но в это время все-тика люди больше знали писание, т.к. спасение пошло через евреев, которые должны были знать писания. Но чем дальше шло, тем хуже было, потому что благовестие все больше и больше распространялось на язычников, которые уже не знали писаний. Появлялись новые апокрифы и лжеевангелия, в том числе якобы от апостолов, хотя они и не писали этого. Появлялись всякие небылицы детстве Христа и т.д. Все это проникало в церковь и была остарая нужны отреагировать на все это.
2. Гонения. Первых христиан преследовали. Император Диоклетиан издал повеление об уничтожении всех новозаветных писаний. Перед христианами ставили ультимутум, чтобы они сжигали писания. Христианам необходимо было четко понимать, какие писания каноничны и за которые стоит умирать, а какие еретичны. Таким образом, некоторые христиане отдавали еретичные свитки на сожение, пытаясь обойти преследования.
3. После 70 года н.э, когда храм был разрушен и евреи стали рассеиваться по земли, у них встал вопрос о канонизации ветхого завета. Помио них христианство также все больше и больше распространялось и возникла острая необходимость канонизации писаний. Потому что получалось так, что часть церквей принимало одни книги, как канон, часть церквей другие. Необходимо был утвердить стандарт, того какие книги все таки каноничны раз и навсегда и распростаранить это по церквям.
Очень хорошо. А разве канон Ветхого Завета не был утвержден до рождения Христа? Как же тогда воспринимать перевод Септуагинты? Дима
Септуагинта же включала как раз часть книг (Юдифи, Товита, Маккавеев, Премудрость Соломона, Сираха), которые не принимались всеми Евреями, особенно теми, что не жили в Египте.
Да, она содержала. Но она и различала эти книги. Поэтому при вереводе с Септуагинты правиславные и католики назвали их второканоническими. Дима
Думаю,что этими факторами являются - появление лжеучителей и жестокое гонение христиан.
Какие книги могли быть у лжеучителей того времени? Дима
Скажу честно, что я практически ничего не знала про тот век и потратила несколько часов, изучая литературу по этому вопросу. Моё любопытство оказалось очень уж сильным, а вопросы истории я безумно люблю, а такие вопросы в форуме подталкивают изучать для себя что-то новое и делать новые открытия Нашла действительно много интересной информации и, думаю, что теперь у меня в голове сложилась четкая картина того, как все происходило в тот век.
Третий век нашей эры попал на период борьбы с гностицизмом.
Гностицизм – эклектическая философия первых веков христианства, построявшая свои системы из языческих, иудейских и христианских элементов и придававшая своим идеям мифологические формы. Самый термин первоначально заимствован был от слова гносис, т. е., знание, которое ап. Павел употребляет в смысле глубокого проникновения в пути Божии в деле искупления (1Кор.13:21).
Церковь начала брать власть в свои руки и начала определять рамки христианского знания.
Со второй половины II века появился язычечский писатель Цельс. Он открыто ненавидел христианство и написал "Истинное Слово". До наших дней его творчество не сохранилось. Цельс и ему подобные писали о христианах как о граждански неблагонадёжных мошенниках, опустившихся до систематического участия в кровосмешении и каннибализме. Это стало ещё одной причиной, вынуждающей Церковь защищать Своё Учение, опираясь на Священное Писание.
И, конечно же, гонения христиан.
Последние годы II века прошли для церкви относительно спокойно. Империя была занята гражданской войной и защитой границ от вторжений варваров, поэтому на христиан внимания обращали мало. По прежнему оставалась в силе установка Траяна: христиан надо наказывать, если они отказываются поклоняться императору и богам, но специально преследовать их не следует. Поэтому если и были гонения, то они носили местный и спорадический характер.
В III веке ситуация изменилась. Принцип, сформулированный Траяном, продолжал действовать, поэтому в отдельных местах постоянно сохранялась угроза гонений. Но тогда же возникли новые политические веяния, глубоко затронувшие жизнь церкви. Эту линию разработали и проводили императоры Септимий Север и Деций.
Ну вот, как хорошо поработали. Я тоже люблю самостоятельно что то находить! Дима
Обожаю интересные вопросы, по которым можно найти что-то не менее интересное спасибо за эту возможность!
Слава Богу! А как вам учебник по курсу? Все ли понятно? Дима
Учебник очень хороший, доступный, всё понятно, самое интересное конспектирую
Спасибо!
Отлично! Конспектировать нужно! Без этого знания учебников быстро выветривается)))
Спасибо за ответ. Дима
Причин было несколько:
1. Ереси (Маркион, гностики, монтанисты). Канон был необходим, чтобы противостоять еретическим учениям.
2. На рубеже 1-2 веков был изобретен кодекс – жители средиземноморья научились сплетать листы книг способом, похожим на современный. Данное нововведение не только позволило в одной книге умещать весь текст Писания, но и заставило задуматься о порядке книг в Новом Завете. Разумеется, если появилась возможность включить все свитки в одну книгу, стали чаще появляться вопросы о том, что стоит включать в сборник книг Нового Завета, а что нет.
Отлично!
Было написано достаточное количество книг в первом столетии н.э. людъми, непосредственно знакомыми с Иисусом Христом или являющимися их непосредственными учениками. К тому же возникновение лжеучений различного рода, а также возникшие гонения на христиан и посягательство на Писания вообще, привело к формированию канона Н.З.
Приветствую вас. Какой из перечисленных вами факторов вы бы отнесли к самому важному? Дима
Приветствую Дмитрий. Скорее всего я бы отметил возникновение лжеучений.Деян.20:29-32.
Хорошо. Спасибо за ваш ответ. Дима
В ранней церкви стали появлятся лжеучителя, которые или отрицали Богодухновенность книг, которые уже использовались в церкви, или добавляли книги, которые ещё не использовали в церквах. Также одним из основным факторов, думаю являются гонения на церковь и уничтожение Писаний. Верующие принуждали сжигать книги, если же такое происходило, то надо было выбирать, какими жертвовать, а какие сохранить.
Согласен с вами, Владимир. Дима
1. Гонения Диоклетиана в 303 г. Людям было важно понимать за что они готовы умереть.
2. Необходимость подтвердить тот факт, что у разных церквей на разных континентах одни и те же Писания.
3. Необходимость противостоять еретическим учениям
Очень хорошо!
Некоторые ученые пытались датировать книги нового завета написанные во 2 веке и позже , первым веком , но у них ничего не получилось.
Некоторые апокрифы были подлогами, их авторство приписывалось человеку, который не мог их написать. Этот факт ставит под сомнение достоверность содержания этих книг. К тому же многие апокрифы содержат очевидные приукрашивания и легенды. Например, в Евангелии от Петра говорится, что Иисус вышел из гробницы в виде великана, чья голова касалась облаков, и что за ним шел крест, который к тому же еще и разговаривал! Наконец, многие апокрифы содержат гностическое богословие, которое возникло не ранее второго века и поэтому не может отражать подлинное христианство первого века (например, Евангелие от Филиппа).
Я хотел сказать что основными фактами является искажение учения и гонения христиан
Хорошо.
Спасибо за ответ.
Множество произведений привели к неразберихе в определении канона НЗ. Основной причиной стало появление ересей и еретических произведений, что и сподвигло составлению канона Нового Завета.
Как вы соотносите факт, что большинство людей того времени было неграмотным и распространение еретических посланий? Насколько была опасность в этих посланиях если большинство не могло их прочитать, купить и тп.? Как бы вы ответили на мои вопросы? Дима
В том то и дело, что из -за неграмотности, людьми можно манипулировать, выдавая своё учение за истину. Такие секты могли управлять людьми, потому что люди не могли купить послания, да и большинство было неграмотных. На основании этого, люди принимали от таких общин лжеучения.
Согласен с вами в этом вопросе. Людьми в этом случае легче манипулировать. Спасибо за дополнения. Дима
Как вы соотносите факт, что большинство людей того времени было неграмотным и распространение еретических посланий? Насколько была опасность в этих посланиях если большинство не могло их прочитать, купить и тп.? Как бы вы ответили на мои вопросы? Дима