При составлении канона Нового Завета большим нападкам подвергалось 2-е послание Петра. Некоторое время авторство Петра ставилось под сомнение из-за стилистических отличий двух посланий. Приведите примеры, которые подтверждают, что одно послание отличается от другого с точки зрения стилистики. Почему все-таки следует считать это послание частью Канона Нового Завета?
В одном я уверена точно, если бы это послание содержало бы ересь или какую-то ерунду-Бог бы спустя столько времени позаботился бы о том, чтобы его в каноне не было. Но сегодня мы видим, что послание там есть и оно влияет на судьбы людей. Значит, ему там место
Ответ больше из сферы субьективного ощущения. Хотелось бы более академическое обоснование, так как эта дискуссия проходит на учебе. Дима
Второе послание Петра – это подлинное произведение, автором которого является апостол Петр. Доказательства: 1) Это послание адресовано тем же, кому предназначалось и первое послание, а именно христианам в Малой Азии. 2) Документ написан как духовное завещание Петра. 3) Автор послания подписывается именем собственным – Симеон. 4) Послания апостола Павла во Втором послании Петра сравниваются с «прочими Писаниями». 5) Корни как Второго послания Петра, так и Послания Иуды уходят в устную традицию апостольской проповеди. 6) Возвышенный стиль Второго послания Петра отражает характер завещания, в то время как стилистические различия между первым и вторым посланием Петра могут быть объяснены разными контекстами, в которых они создавались. Теперь что касается стилистических различий. Одинаковых слов в них 100, а разных - 599. Меньшее число частиц во Втором Послании, чем в Первом, говорит о разных стилях. Еще одной лингвистической характеристикой являются повторения, которых во Втором Послании гораздо больше, чем в Первом, хотя и в последнем их достаточно много. Кроме того, автор 1 Пет. иногда употребляет поэтические формы.
Хороший анализ. Большое спасибо за проделанную работу. Дима
Стилистическое отличие первого и второго посланий ап. Петра объяснимы. Первое послание он писал "к новорождённым младенцам веры" (1 Пет. 2:2), второе к ним же, но тогда, когда они были уже утверждены в Христовой истине. Так же это послание было написано как завещание, что тоже окрашивает текст иным настроением.
Апостол упоминает свое имя, что было у него ещё до обращения, называя себя Симон Пётр.
О подлинности второго послания опосредованно свидетельствует ап. Иуда, пророчески предрекая о том, что "в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям (Иуд. 1, 18) - сравни "Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям" (2Пет.3:3)
Хороший анализ! Спасибо большое за проделанную работу! Дима
Основное стилистическое отличие 2-го послания Петра, по словам преподователя, это греческий язык с серьёзным еврейским акцентом.
Своим уникальным стилем и словарем Второе послание перекликается с проповедями апостола Петра, записанными в Деяниях Апостолов. Одним из наилучших примеров являются слова одного корня - кодасонтаи (наказать), встречающееся только в Деян. 4:21 и кояазоменоус (наказание) в 2-Пет. 2:9.
Также можно отметить что 2-ое послание Петра имеет широкое применение с самого начала, также упоминается в комментариях отцов церкви, что также подтверждает каноничнось этого послания.
Хороший анализ. Спасибо
1-е и 2-е послания апостола Петра написаны после начала гонений первых христиан, но как 1-е и 2-е послания учат христиан следовать вере Христа, подбадривают, дают надежду на светлое будущее; также наставляют против лжеучителей и призывают к стойкости в гонениях, откровения о проповеди Духом и о стойкости ровной духовной высоты. А стилистические различия это скорее всего неровности языка того времени.
Спасибо за ваш ответ, Елена. Но хотелось бы еще в ответе увидеть аназиз самого текста (сноски, примеры и др.). Дима
2-е послание Петра в отличии от первого не имеет адресата (хотя косвенные признаки имеются во 2 Пет. 3:1, что адресат тот же, но напрямую нигде не говорится кто адресат)
Содержит имя Симеон, что уже подводит к тому, что письмо будет другим. У письма отличается жанр, в отличии от первого - это жанр относят к жанру завещание. Возможно Петр написал его из римской тюрьмы, где он ожидал близкой смерти.
Стилистика письма отличается от первого, учитывая что Петр был обычным рыбаком, это выглядит странным. Используется необычный стиль, синтаксис и словарный запас. Имеются слова, которые больше не используются ни в одной книге Нового Завета.
Но с другой стороны 1-е послание Петра было написано через Силуана (1 Пет. 5-12), а про второе ничего не говорится.
Поэтому стилистика также может отличаться, потому что Петр мог писать уже не через Силуана, а другого человека или писать сам.
Это письмо следует считать частью канона, потому что ранние церкви принимали это письмо как канон. Также послание ссылается на письма апсотола Павла и не противоречит другим откровениям.
Интересное предположение, что Петр мог написать и через другого секретаря. Дима
Когда мы знакомимся с посланиями Петра, мы обращаем внимание в первую очередь на то, что второе послание Петра отличается не только краткостью, но и стилем написания посланий. В первом послании 5:12, Петр подтвердил, что его первое послание было написано рукой Силуана, верного, как брата. Вполне вероятно, что и второе послание он писал рукой Силуана или другого писаря, а может и своей рукой! Потому и есть некоторые различия в стилистике. Вполне вероятно, что изменения стиля послания связано и с появлением лжеучителей в церквях. А возможно потому, что он мог находиться в тюрьме и ждал свой последний час. Каково настроение автора, таков и стиль.
В первом и втором послании мы видим, что в 1:1 первого и в 1:1 второго послания автор называет себя. Вот только во втором Послании автор называет себя Симон Петр. Не как в первом послании. В 3:1 второго послания автор сам говорит о том, что это его второе послание. Сомнительно было бы подтвергать слова автора сомнению и отрицать, что послание действительно принадлежит авторству Петра. Мы видим что у первого и у второго послания совершенно одинаковые приветствия со словами: "благодать и мир вам да умножится". Оба послания описывают одно и то же событие из Ветхого Завета про Ноя и потоп. В первом послании в 3:18-20 и во втором послании 2:5.
Но что касательно различий? В первом послании 4:7 говорится "близок уже всему конец". Во втором послании в третьей главе нам говорится о промедлении "конца", об долгих ожиданиях. В первом послании мы точно знаем место, где Петр писал свое послание в 5:13. Во втором же у нас нет никакой информации. Во втором послании в 2:1 говорится о скорой погибели лжеучителей, отвергаясь искупившего из Господа. Лично по мне этот стих звучит достаточно жестоко, что мне кажется несколько "не в духе Павла". Создается впечатление, что тут речь о том, что искупления Господа равносильно смерти. Это исключительно мои ощущения после прочтения, возможно я ошибаюсь. О "жестокости" Бога можно узнать еще и в 2:4 второго послания.
Приветствую вас. В первом абзаце мне не совсем понятно как вы выводите итог о том, что разнве стили. Вы пишите, что оба послания написаны через Силуана (вероятнее всего) и поэтому наблюдается разный стиль. Объясните пожалуйста подробнее. Дима
Добрый день. Прошу прощения, что немного запутала
Есть вероятность, что он, Силуан, приложил руку ко второму посланию, но мы не можем сказать об этом точно, поскольку во втором послании нам об этом сказано не было. Второе послание мог написать или Силуан, или другой писарь, или Петр лично своей рукой.
Спасибо большое за пояснения! Дима
Никогда бы не подумал и не думал до сих пор что 2петра нее апостола Петра.Я прослушав лекций и подумав о вапросе на форуме ,я просто прочитал несколько раз оба послания Петра найти различия ,но читая понимаешь что то что написано это мысли одного человека,только первое послание написано рукой Силуана,и вероятно что Силуана знали адресаты и он даже письмо и принес им.В первом посланий ап Петр был на свободе и наверное время для писания он имел больше,во втором посланий Петр вероятно был в тюрьме и поэтому и послание короче написано на быструю руку.Но это же сходство между 1и2Тимофею.В первом посланий написано Петр,апостол Иисуса Христа,во втором Симон Петр,раб и апостол Иисуса Христа,вероятно это послание написал он сам.У каждого апостола есть стиль писания,у Петра например приветствие ,благодать и мир вам да умножится.Второе послание это продолжение первого 2Петра3:1,первое Петра это отношение христиан к Христу,что они имеют в Иисусе как должны поступать по отношении к Христу,а второе послание тема больше отношение христиан к лжеучениям ,к лжепророков.Но в оба послание призыв жить,быть святыми.А об каноничности у вопросов бы небыло :не противоречит другим писаниям,он один из трёх апостолов кто был на горе проображения,Иисус только Петру сказал какой смертью умрет,и в первом и во второе послание ап Петр продвигает авторитет слову божьему и авторитет посланий Павла.
Хороший анализ. Думаю, что не зря потратили время. Теперь и лучше знаете структуру и стиль посланий! Дима
Авторство
1) Во-первых, приветствие, стоящее в начале Послания, утверждает, что автором является апостол Пётр. Ранняя Церковь не могла принять этот факт, просто как литературный приём. Едва ли возможно, чтобы Послание, так широко почитаемое и используемое как на Востоке, так и на Западе, “приобрело” бы авторитет Петра. Другие писания, претендовавшие на авторство Петра, были Церковью отвергнуты. (Эдмунд П. Клоуни. Первое послание Петра. - С.Пб.: Мирт, 2001. - С.11)
2) явные параллели в Послании к Коринфянам Климента Римского несомненно говорят о том, что он знал и использовал это Послание. В-третьих, “ещё до Иринея оно часто цитировалось как Послание Петра, как, например, у Тертуллиана и Климента Александрийского, а также у Феофила Антиохийского и Диогнета”. (Дональд Гатри. Введение в Новый Завет. - С.588)
3) Один и тот же адресат – христиане в Малой Азии.
4) Во втором послании он называет себя именем, которое было у него до встречи со Христом - Симон.
5) Раннехристианский автор Ориген называл Первое и Второе послания Петра «двойней труб апостола»
6) «Узнаваемый язык» Петра: сопоставление языка посланий и высказываний Петра в Деян. обнаруживает использование сходной лексики: «благочестие» (2 Пет. 1:6; Деян. 3:12), «беззаконные» (2 Пет. 2:8; Деян. 2:23), «принявшим», «получившим» (2 Пет. 1:1; Деян. 1:17). Сходная фразеология отмечается также во 2 Пет. 2:13,15 («возмездие за беззаконие», «мзда неправедная») и в Деян. 1:18 («неправедная мзда»). Оба текста — 2 Пет. 3:10 и Деян. 2:20 — восходят к ветхозаветному образу «дня Господня» (Иоил. 2:31).
Стилистика
В Деян 4:13 Петр говорит о себе «люди некнижные и простые» тогда как стиль послания на греч. слишком хорош, чтобы принадлежать перу простого галилейского рыбака. В действительности эе эта фраза означает не то, что Пётр был неграмотным, а то, что он не имел раввинского образования, поэтому касательно языка Петра нельзя сказать, что писал человек неграмотный, не умеющий выражать свои мысли. Кроме того: 1Петра 5:12 «С помощью Силуана, которого я считаю преданным братом, я написал вам это краткое письмо» 1Пет 5:12
Вероятнее всего на стиле 1-го послания отразился характер Силуана, который выступил своего рода «корректором» излагаемых Петром мыслей.
Оба послания обнаруживают большое сходство между собой. Некоторые характерные слова и речевые обороты встречаются только в этих двух посланиях и больше нигде в Новом Завете: напр., «благостию» — по отношению к Богу во 2 Пет. 1:3; 1 Пет. 2:9 — «совершенства»; «оставить» — 2 Пет. 1:14; 1 Пет. 3:21 — «омытие». Другие характерные речевые обороты и словосочетания: «братолюбие» (2 Пет. 1:7; 1 Пет. 2:12), слова с общим корнем «очевидцы» (2 Пет. 1:16; 1 Пет. 2:12; 3:2) и др. Сходны и формулировки, связанные с темой пророчеств (2 Пет. 1:20,21; 1 Пет. 1:10–12), христианской свободы (2 Пет. 2:19; 1 Пет. 2:16) и последнего времени (2 Пет. 3:3,10; 1 Пет. 1:5).
Большая работа! Замечательно поработали.
Что однозначно , на мой взгляд, говорит в пользу того, что 2 Пет. принадлежит именно Петру:
1. Потому что это послание сохранилось до нашего в времени и включено в список канонических книг.
2. Он называет себя Симоном Петром, рабом и апостолом Иисуса Христа 1;1
3. Заявляет, что Господь открыл ему приближение его скорой смерти 1;14
4. Что он был очевидцем Преображения и сам слышал глас с небес на святой горе 1;16-18
5. Он упоминает прежнее послание, которое он писал ранее 3;1
6. Называет ап. Павла возлюбленным нашим братом.
Что стилистически различно:
1. Странно выглядит употребление двойного имени Симон-Петр, учитывая, что в первом послании такого нет.
2. Высказывание в рассказе о Преображении - упоминается фраза ( святой горе ). Такие высказывания указывают на более позднее время, но никак не похоже на апостольское.
Последние два пункта нуждаются в объяснении. Вы написали так, как будто придерживаетесь этого мнения. Если нет - нужно тогда представить контраргументы. Дима
Стилистические различия в двух рассматриваемых письмах обусловлены, на мой взгляд, причинами написания посланий и особенностями адресат. Так, как отмечают исследователи, причиной написания 1-е послания являются обстоятельства враждебного окружения, в котором находились христиане, и необходимость их ободрения. Соответственно, в 1- м послании много вдохновляющих слов: "радуйтесь, будьте готовы, вы верите, любите, отбросьте, приходите, держитесь, подчиняйтесь, терпеливо переносите, отвечайте кротко, будьте разумны и трезвы, разумно распоряжайтесь" (анализ текста по СРП, 2017). Причиной же написания 2-го послания является опровержение лжеучений и критика сомневающихся в приходе Господа. Соответственно, автор использует более суровую лексику. Так 2 глава полна ярких и, повторюсь, суровых характеристик- стихи 3,10,12-15, 17-22. Также в отличие от 2 послания в 1-м есть конкретные группы христиан, к которым обращается Петр - рабы (2:18-25), супруги (3:1-7), старейшины и молодые христиане (5:1-6). Второе же послание имеет "общий адресат", но и ощущается особая близость автора с теми( возможно обусловленная имевшей место быть перепиской не дошедшей до нас- это мое предположение), к кому обращены его слова - "любимые мои" (3:1;8;14;17).
Аргументы в пользу каноничности 2 Петра: духовная сила послания, автортет в ранней церкви, доктринальная и апологетическая ценность - 3 глава утверждает возвращений Господа.
Отлично проделанная работа! Спасибо
Авторство 2 Пет. является одним из спорных вопросов Нового Завета. Конечно стиль 1 Пет. отличается от 2 Пет., как будто эти послания не написаны одним и тем же человеком, но Петр мог использовать для записи этих посланий разных помощников. Различный стиль - это и выражения, и греческий язык с серьёзным еврейским акцентом для 2.Пет. Если открыть 1.Пет.5:13, то мы увидим, что при написании ему помогал Силуан, во 2 Пет. об этом не упоминается, что подразумевает помощь другого человека или что оно было написано самим ап.Петром.
О каноничности 2.Пет. свидетельствует:
1. Раннее признание церковью 2.Пет. ;
2. во 2.Пет. есть в приветствии упоминание о авторе Симоне Петре;
3. Послание не противоречит учению других книг Нового Завета;
4. В 2.Пет.3 главе есть упоминание о возлюбленном брате Павле и его посланиях, сравнивая их спрочими Писаниями.
Спасибо за проделанную работу!
2ое послание Петра вызвало сомнение в его подлинности , потому что отличалось по стилю от 1 послания и схожестью с посланием Иуды. Ощущение что пророки и апостолы уже в прошлом и автор 2 послания Петра не отождествляет себя с ними. ( 2 посл. Петра, 3 глава).
В этом послании нет силы и авторитетности. Но оно все равно полезно для нашей жизни и благочестия.
2 послание Петра было самым оспариваемым из всего Нового Завета, но оно попало в Канон и хождение его было очень широким, у него было древнее признание.
Приветствую вас. Почему вы решили, что в нем нет силы и авторитетности? На чем основано ваше мнение? Дима
Здравствуйте, потому что автор послания не отождествляет себя с пророками и апостолами.
Ну почему же не отождествляет? Разве послание дает повод так утверждать? Какие тексты послания об этом говорят? Дима
Так в лекции сказал прподаватель.
Может, это не мнение преподавателя? Может, он кого то процитировал? Дима
Да, это мнение не преподавателя, это мнение исследователей.
«1. Это уже 2 -ое послание пишу к вам , возлюбленные; в них Напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл.
2. Чтобы вы помнили члова прежде реченые святыми Пророками и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.»
Хорошо! Замечательно, что вы так внимательно слушаете лекции! Дима
Есть стилистические отличия 2-го послания Петра от 1-го, например использование эллинистической терминологии, а многие слова и выражения, характерные для 1-го послания, вообще не встречаются во втором.
Есть мнение, что стилистическое отличие 2-го послания от 1-го объяснимо - у Петра были разные помощники.
Это послание написано для христиан, которым грозят лжеучители из «своих» и им автор противопоставляет истину Евангелия.
Очень хорошо. Спасибо за проделанную работу. Если бы на каждое утверждение были бы примеры из посланий - было бы еще лучше. Дима