Притчи Соломона и Книга Екклесиаста относились к группе антилегоменов. Цитаты из этих книг часто используются неверующими людьми. Что важно для христиан в этих книгах? Почему бы вы включили их в канон Священного Писания?
Эти книги хорошо показывают жизнь человека в реальном мире. Что верующий, что неверующий проходят разные испытания в жизни и испытывают разные эмоции. Исходя из того, что неверующие используют цитаты из этих книг, можно продолжить разговор и поговорить о Христе.
Приветствую вас, Арина. А почему вы бы включили в канон эти книги? Дима
Книга Екклесиаста во многом представляет собой уникальное явление в составе Библии. Причина включения в канон, как мне кажется, – нравственно-философское размышление, без которого Библия была бы неполной. В Книге Екклесиаста объединены темы труда и мудрости. В ней говорится, что смерть делает бессмысленными и человеческий труд на земле, и мудрость. Автор развивает тему недолговечности и относительности человеческих трудов, противопоставляя им вечное и абсолютное дело Божие и советуя наслаждаться благами, даруемыми Богом в этой жизни, несмотря на гнет жизненных обстоятельств. Автор противопоставляет человеческой мудрости совершенство путей Божиих. Он дает совет принимать с радостью все доброе, что есть в жизни, и упорно трудиться, даже если усилия человека и его праведность не получают достойного вознаграждения. Книга Екклесиаста — это монолог мудрости, который часто ставит в тупик христиан. Что касается притч царя Соломона, то причиной включения её в канон служит, на мой взгляд, наставническая ценность. В ней мы видим обращение отца, учащего сына мудрости жизни, какие поступки могут считаться угодными Богу, а какие плохими. Наставление сыну, как наследнику, самому дорогому для настоящего отца человеку покоряют своей любовью и заботой. В ней перечисляются все мыслимые ситуации жизни и дается совет, как лучше поступить в каждом случае. Но если рассматривать их в целом, то смысл наставлений аналогичен 10 Божьим заповедям, которые необходимо соблюдать всем, кто хочет жить в мире и благополучии.
Описание неплохое. Но как доказательства - мало. Дима
Я отношу эти книги к канону Священного Писания, так как они входят в этот канон. Для христиан в этих книгах заключена необычайная глубина мудрости, а сказано нам в Писании: "Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее" (Сирах. 4, 12) и это представляется мне действительно важным.
Все верно. Но это общие высказывания. Хотелось более научный подход (доказательства, аргументы и тп). Дима
Сложно оценить ценность этих книг отдельно от других, Писание это цельное откровение, где Бог открывается через разные ситуации. Я бы включил эти и другие оспариваемые некоторыми книги в канон только по той простой причине что они изначально были частью канона.
Приветствую вас, Сергей. Приведите пожалуйста материал, что эти книги изначально были частью канона. Хорошо бы дополнить ваш ответ. Дима
А может быть так, что какая то книга подействовала на человека положительно в нравственном отношении, но она не каноническая? Например, труды Сенеки? Дима
Хорошо. Тогда как, например, послание Иуды будет являться путеводителем? Дима
Для христиан в этих книгах заключается мудрость, великая Божья мудрость. Такой путиводитель на каждый день. Вот поэтому я бы включила их в канон.
Ну...это общие доводы. Так можно половину книг мира включить, поскольку они несут мудрость. Дима
Из своего духовного опыта отмечаю, что эти книги стали для меня хорошим стартом для становления нравственного пути. Почему нравственного? Сначала я училась хорошо себя вести, чем походила на фарисеев. И хорошим манерам мне помогали обучаться книги Притч и Екклесиаста. Хочется же больше быть мудрой, чем глупой. Но в дальнейшем процессе духовного роста Бог даровал понять благодать. Теперь хочется любить и от этого почитать (бояться) Бога из-за Его подаренной праведности, а не чтобы быть умной и идеальной ради собственной праведности.
Чему учат меня эти книги? Во-первых, жизни, которая проходит вдали от возникновения проблем - "удаляйся от зла", "храни здравомыслие и рассудительность", "мудрый видит беду и укрывается", "доброе имя лучше дорогой масти" и т.д. Второй причиной пользы этих книг - правда. "Всё суета", "всему своё время", "уныние сушит кости, веселый дух как врачество", лень и её последствия. Третья причина - воспитание страха перед Богом: "Начало мудрости - страх Господень", "выслушаем сущность всего: бойся Госрода и заповеди Его соблюдай". Четвертая причина - авторитетное мнение человека- царя, который имел всё и сделал вывод. Как говорится, учись на ошибках другого, а не на своих, так и пример Соломона говорит, что ни бедность, ни богатство не осчастливили его.
Очень интересный ответ. Спасибо
Насколько я понял, книги эти изначально были приняты, а сомнения возникли потом. Мне нравится логика по которой те или иные книги попадали в канон. Поэтому я бы руководствовался тоже такой логикой. Эти книги не противоречат остальным книгам из библии, а наоборот во многом дополняют/раскрывают, как практически можно исполнять повеления Бога и к чему это приведет. Также много пересечений и с книгами псалмов. Например, в псалмах часто упоминается блажен человек боящийся Господа и притчи также поднимают эту тему. Пересечение есть и у книги Иакова и притч, которые обе поднимают тему про язык человека, хотя Иаков жил намного позже и был апостолом. Помимо этого Давид был пророком, Соломон сын Давида, жизнь и учения Давида, напрямую повлияли на учения Соломона. Он сам об этом пишет 3 Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, 4 и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твоё слова мои; храни заповеди мои, и живи. Притчи 4 глава
Очень хорошо. Спасибо
Книга Притчей обращает внимание христиан на образ жизни, учит жить мудро, как жить верно и разумно. Как и книга Екклесиаста, она погружает нас в привычный нам мир, где люди живут, совершеют ошибки, ищут своё счастье. Книга Притчей рассказывает нам о том, как нам жить в повседневном быту, как угодить не только тому, кто рядом - брату, другу - но и как угодить Богу.
Мы видим во вступительных стихах то, чего христианину следует придерживаться: В 1:2-4,6:
- "Познать мудрость и наставление";
- "Понять изречения разума";
- "Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты";
- "Простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность";
- "Чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их".
Бог говорит нам о том, как быть мудрым, как себя вести, как следует закалять свой характер. Через эту книгу он обращается не в целом к людям, а к каждому по отдельности. И тот, кто будет следовать простым правилам праведной жизни - всегда будет ближе к Богу.
"Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет".
Даже в современном мире мы сталкиваемся с огромными трудностями, спотыкаемся, ошибаемся, сбиваемся с пути в поисках своего счастья, но если обратить внимание на Писание, на книги Соломона, сразу становится легче и проще жить, просто зная, что если ты живёшь правильно, то ты будешь ближе к Богу, а он - ближе к тебе.
«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14)
Именно эти последение стихи из книги Екклесиаста содержат в себе самый главный смысл книги. Автор книги хотел сказать верующим людям, что Бог будет судить нас по тому, как мы относились к Нему и Его Слову. Сама книга - история человека, который пытался найти счастье без Бога, но последние стихи говорят нам о том, что нет без Бога счастья. И люди должны понимать это. Понимать то, что как бы они не пытались оступиться и искать своё счастье в стороне от Бога, они всё равно будут возвращаться на прежний путь, понимая, что без Бога счастья нет. Герой книги Екклесиаста пишет, что всё суета. Он не получил счастья не от веселья, ни от богадств, ни от наслаждений чувственных. Мы видим страдания героя, что не находит он своего счастья. Но апатия и печаль отступают, когда герой книги снова обращает свое внимание к Богу.
Тело человека всё равно будет в земле, а дух попадёт к Отцу.
Если использовать в спорах какие-либо аргументы, которые помогли бы убедить слушателей включить эти книги в канон Священного Писания, то я бы использовала именно последние стихи книги Екклесиаста с комментариями о том, что как бы человек не пытался уйти от Бога, где бы не искал своё счастье, он найдет его только в руках Бога. Автор книги показывает нам главенство Бога и необходимость Ему подчиняться. Книга Екклесиаста очень хорошо показывает нам линию жизнь человека, который находится в поиске счастья, в поиске смысла своей жизни.
Для человека верующего ваши аргументы довольно хороши! Но что, если вам предстояло бы говорить со скептиком? Удолетворили бы его ваши доводы? Дима
Если Вы сказали что для человека верующего мои доводы хороши, может они могли бы удовлетворить и скептика?
Мы же не знаем, какой именно скептик может мне попасться. Обычно скептиков сложно в чем-то переубедить, если он сам будет продолжать твердо держаться своей - скептической - точки зрения, упрямо, до последнего её отстаивая. А нам, как верующим людям, должно быть достаточно и того, что мы сами для себя знаем во что верить.
Так или иначе, верующий человек, или скептик, по Книге Екклесиаста (12:7) всех будет ждать одно:
«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его».
И все же, я бы хотел, чтобы вы еще подумали над вопросом. Теперь для себя лично, без дополнений на форум. Довольно важно научиться говорить на языке тех, с кем ведем диалог. Если скептик - то какие аргументы подойдут? Если человек из другий религии - как это изменит мою аргументацию и подход и т.д. Дима
Спасибо за ваш ответ. Большая работа проделана. Дима
Екклесиаст
«Кто не видит суеты мира, тот суетен сам», — писал Паскаль. Екклесиаст видел и описывал жизнь такой, как она есть, без прикрас. Но он не только видел и осознавал, но в конце пришел к очень важному, можно сказать каноническому заключению.. Его изречения действительно кажутся депрессивными, но в действительности - это трезвый взгляд на жизнь в этом мире, лишенный каких бы то ни было иллюзий. Для меня эта книга - правда жизни. Мир суетен и все в этом мире преходяще. Мы всю жизнь стремимся, учимся, создаем семьи, стремимся заработать, но какой во всем этом смысл, спрашивает Екклесиаст, если в конце концов ты также умрешь, как и все прочие. И лучше ходить на похороны, чем на пир. Почему? Потому что в доме плача ты задумываешь о быстротечности жизни, а как христианин, и о том, что за все предстоит дать ответ. И в этом большая ценность для христианина, указывающая на неизбежный конец и потому заставляющая задуматься "А правильно ли я живу? А угождают ли мои поступки Богу? А будет ли добрый плод в конце моей жизни?"
Каноничность, на мой взгляд, заключена в последних 2-х стихах этой книги: " Теперь, когда все было услышано, вот заключение: бойся Бога и соблюдай Его повеления, ведь это все, что важно для человека, потому что Бог приведет каждое дело на суд, включая и то, что сокрыто, будь оно хорошим или плохим". Еккл. 12:13-14
Притчи
Очень практичная книга, основная цель которой - научить поступать благоразумно, справедливо и честно. Эта книга полна мудрых, практичных советов, которые применимы в реальной повседневной жизни, книга, которая показывает разницу между путем нечестивого и путем праведника.
В новом завете довольно много повторений цитат из Притч. К примеру:
Потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. Пр. 1:16 - Екклесиаст
«Кто не видит суеты мира, тот суетен сам», — писал Паскаль. Екклесиаст видел и описывал жизнь такой, как она есть, без прикрас. Но он не только видел и осознавал, но в конце пришел к очень важному, можно сказать каноническому заключению.. Его изречения действительно кажутся депрессивными, но в действительности - это трезвый взгляд на жизнь в этом мире, лишенный каких бы то ни было иллюзий. Для меня эта книга - правда жизни. Мир суетен и все в этом мире преходяще. Мы всю жизнь стремимся, учимся, создаем семьи, стремимся заработать, но какой во всем этом смысл, спрашивает Екклесиаст, если в конце концов ты также умрешь, как и все прочие. И лучше ходить на похороны, чем на пир. Почему? Потому что в доме плача ты задумываешь о быстротечности жизни, а как христианин, и о том, что за все предстоит дать ответ. И в этом большая ценность для христианина, указывающая на неизбежный конец и потому заставляющая задуматься "А правильно ли я живу? А угождают ли мои поступки Богу? А будет ли добрый плод в конце моей жизни?"
Каноничность, на мой взгляд, заключена в последних 2-х стихах этой книги: " Теперь, когда все было услышано, вот заключение: бойся Бога и соблюдай Его повеления, ведь это все, что важно для человека, потому что Бог приведет каждое дело на суд, включая и то, что сокрыто, будь оно хорошим или плохим". Еккл. 12:13-14
Притчи
Очень практичная книга, основная цель которой - научить поступать благоразумно, справедливо и честно. Эта книга полна мудрых, практичных советов, которые применимы в реальной повседневной жизни, книга, которая показывает разницу между путем нечестивого и путем праведника.
В новом завете довольно много повторений цитат из Притч. К примеру:
Потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. Пр. 1:16 - Их ноги быстры на пролитие крови Римл. 3:15
Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; Пр.3:11 - «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Евр 12:5
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. Пр. 10-12 - Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. 1Пет 4:8
Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.
Пр. 26:11 - Но с ними случается по верной пословице: «пес возвращается на свою блевотину», и: «вымытая свинья идет валяться в грязи». 2Пет 2:22
Эта книга полна мудрости, но если бы в ней была только одна ее 2 глава, то уже она достойна была бы войти в канон:
«Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих» Пр. 2:7-8
«Посему ходи путём добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее». Пр. 2:20-22
Эта книга в любой ситуации обращает наш взор к Господу:
«Ибо Господь даёт мудрость; из уст Его — знание и разум» Притч 2:6
Последнее высказывание перекликается с откровением Петра: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (У Тебя слова, дающие вечную жизнь). Ин 6:68
Спасибо за такую большую проделанную работу! Дима
Ну во первых это хорошо, что неверующие люди часто цитируют эти книги. Это говорит о том, что Слово Божие в них написано более доступным и более практичным языком для людей, которые только знакомятся с Писанием или только ступили на путь следования за Христом. Например книга Екклесиаста была первой любимой моей книгой сразу после моего покаяния. Нет, я не хочу сказать, что эти книги несут в себе поверхностные мысли, нет, но они более понятны с первого взгляда, чем другие книги Писаний. Основной аргумент, что эти книги канонические ( лично для меня ), что они не только не противоречат основным доктринам гомологуменов, но и еще прекрасно поясняют некоторые их высказывания в более практическом свете.
Довольно общий ответ, Владислав. Хотелось бы увидеть в вашем ответе цитаты из книг, доказательства и тп. А пока под такой ответ можно подвести все книги Библии. Дима
Внесение этих книг в канон Священного писания обусловлено тем, что, написанное в них не входит в противоречие с остальными книгами Писаний, смысл, содержащихся в них посланий подтверждаются другими богодухновенными текстами текстами.
Польза же для христиан в том, что в этих текстах есть сила, которая сподвигает читающего к моральному и нравственному совершенствованию и освящению.
Все верно. Но это, все же, общий ответ. Например, под ваше последнее предложение можно подставить много других (даже не христианских книг). Хотелось бы увидеть в ответе более тщательный анализ. Дима
Кн.Екклесиаста:
Хочу уточнить, что эта книга – поэма о поиске человека смысла жизни. Наверное она близка неверующим людям из-за позиции героя, у которого с самого начала нет активной позиции по отношению к Богу. Человек показан в различных поисках в жизни. И если сначала упоминается безисходность, суета в Еккл.1:2-3: Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета!3Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? То в продолжениии, через всю книгу Еккл. просматривается Богоискание. Например в Еккл.5:18 происходит поворот к духовному источнику: И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий. В конце кн.Еккл.12:13-14 мы видим кульминацию: Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо. По моему мнению, каждому верующему человеку необходимо помнить о своём поиске Бога и эта книга включена в канон, как назидание нам.
Кн.Притчей Соломона
Эта книга - книга наставлений, полная мудрых высказываний.И это не только мудрости житейские, но и духовные наставления для неуверенных в жизни. Пр.7:1-3: Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего. Кн.Притчей не всегда даёт последовательный рассказ, но очень многие стихи направляют нас к Богу и дают ценную поддержку. Например Пр.2:6-8: Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. Или Пр.29:25-26: Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен. Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека – от Господа. Думаю, что обе книги Богоцентричны и написаны тем, кого сам Бог наградил мудростью.3.Царств 3:5-14 Эти Богодухновенные книги достойны быть в каноне.
Спасибо вам интересный ответ. Хорошо поработали!
Потому что возражения против этих книг высказывались в 1 в. до н.э и в 1 в. н.э ,а нписаны они были намного раньше и передавались рукописным образом. В момент своего написания и на протяжении веков они вызывали уважение и были каноничны, их не с самого начала ставили под сомнение а на каком -то определенном этапе истории.
Очень хорошо! Спасибо за ваш ответ! Дима
Спасибо)
Благослови вас Господь!
В этих книгах явлена мудрость Божья, не просто делай хорошие дела и будет всё хорошо, а чётко разобрано, что без Бога человек ничтожен. Сколько бы хороших дел ни сделал человек, это в конце концов бессмыслено, всё тленно. Цель жизни человека заключается в познании Бога, его Воли на свою жизнь, чтобы человек нашёл себя в Боге. Поэтому я включил бы эти книги в канон Священного Писания.
Приветствую вас, Александр. Есть много похожих произведений в мире (философских, религиозных и др.). Многие произведения несут те же мысли, но в канон не вошли. Почему как вы думаете? Дима
Книги написаны пророком Божьим и они переплетаются с другими богодухновенными каноническими книгами.
Спасибо за дополнения. А с камими другими каноническими книгами переплетаются? Покажите пожалуйста на примерах. Дима
Например:
-Не говори плохо о царе, даже не думай о нём плохо, не говори плохо о богатых, даже если ты в спальне своей один, потому что маленькая птица может перелететь и рассказать им всё, что ты сказал. Еккл 10:20
Поэтому, что сказано в темноте, будет услышано при свете. И всё, что шёпотом сказано в потайной комнате, будет провозглашено с крыш". Луки 12:3
-Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Еккл 5:1
Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, Иакова 1:19
-Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его. Притчи 5:21
И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. Евреям 4:13
-Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся. Притчи 14:31
был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Матфея 25:36
Отлично! Спасибо за дополнения! Дима