Среди «библейских» возражений, довольно часто, я сталкиваюсь с кажущейся проблемой о встречающихся противоречиях в Библии. Вопросы могут быть разными, и отвечать на них можно по-разному. В основном, конечно, возражаешь, что различия в библейских текстах не обязательно являются противоречиями, а могут быть разными аспектами одного события, рассказанными разными авторами с разными целями и для разной аудитории. Можно напомнить о том, что бывает полезно обратиться к оригинальным языкам Библии, где некоторые кажущиеся противоречия разрешаются.
Иногда, кого-то напрягают моральные установления Библии, они видят их устаревшими или даже жестокими (например, законы Ветхого Завета). И здесь необходимо объяснить, что очень важно различать культурный и исторический контекст, в котором были написаны эти тексты. Здесь можно указать на развитие библейской морали от Ветхого к Новому Завету, подчеркивая универсальные моральные принципы любви и прощения, проповедуемые Иисусом.
Среди «внебиблейских» возражений на первом месте, как мне кажется, это утверждение, что наука несовместима с религией, например, относительно возраста Земли или эволюции. В этом случае необходимо подчеркнуть, что религиозное мировоззрение не противоречат научным данным, если их правильно интерпретировать. К тому же, многие видные ученые сами являются верующими людьми, что демонстрирует возможность совместимости научного и религиозного мировоззрений.
Или, одно из самых популярных возражений, относящихся к философии (проблема зла и страдания). Обычно спрашивают: если Бог Всемогущ и Милостив, если мы Его дети и ОН нас так любит, то почему в мире столько зла и страданий? На эти вопросы очень трудно ответить — это одна из самых сложных тем для апологетики. Как правило, я начинаю с аргумента свободной воли: зло в мире является результатом человеческих решений, а не Божьего замысла. Бог предоставил человеку свободу выбора, которая неизбежно ведет к моральному злу при неправильном использовании.