Какая богословская идея М. Лютера ближе всего вам, а что вы считаете не совсем верным в его взглядах? Поясните ваш ответ.
(Ваш ответ должен быть не менее 100 слов)
Если смотреть на взгляды Лютера, как идею. то есть чему поучиться. Проблема в выводах, которые он делает.
Например: Вера, даже доверие Богу - это единственное. что угождает Богу, и способствует праведности и спасению. Лютер ставит этот постулат выше всего в своем богословии. Но, ведь вера от слышания, а это уже процесс обучения. Иисус, говорит
У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.
(Иоан.6:45)
А способность слышать от слова Божьего. Иисус говорит: "Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь". Так что, на мой взгляд, сделав вывод о Sola fide, Sola gratia, Sola scriptura - мы должны видеть, где часть работы Духа Святого, а где наша часть соработничества!
Если взять самое малое, которое становится самым важным в спасении - исповедание! Это уже наше часть в работе спасения нас!
Я уж не говорю о серьезной и трудозатратной работе по приближению слова Божьего к себе!
Олег, спасибо за ваш ответ. Как я понял, к реформатской церкви вы не принадлежите. Согласен с вами, что есть исповедание, есть приближению слова Божьего к себе, и это то, что зависит и от человека.
Мне более всего близка богословская идея Лютера - спасение по вере. Вместе с тем я КАТЕГОРИЧЕСКИ не согласна с ним в том, что поскольку спасение совершает исключительно Бог, то "НАДО СМЕЛЕЕ ГРЕШИТЬ". (Об этом говорит преподаватель в одной из лекций данной учебной недели).
Очень СТРАННОЕ заключение реформатора. Неужели Лютер НЕ читал в Послании Римлянам, написанное апостолом Павлом: "Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? НИКАК!" - Рим. 6: 15?!
Надежда, спасибо. Согласен с вами, утверждение, действительно, странное. Если попытаться понять его с богословской точки зрения, то наверное Лютер пытался доказать и показать всепобеждающую силу и величие Божьей благодати.
Приветствую всех участников форума!
Я бы не хотел давать какие-то оценки, суждения по отношениям социально-экономических, либо конкретных политических решений, в которых принимал участие Мартин Лютер. Я не знаю, что бы я делал если бы был бы в той жесткой остановке, в которой развивался Лютер, писал свои богословские исследования, находясь под внешним и внутренним давлением. Я думаю главное результат, который принесла реформация, освежила, оживила, христианский мир. Очевидно, что некоторые детали касающиеся насилия, применение ли не применение насилия Лютером, о чем ведутся споры, да это тонкий вопрос. То, что касается богословских идей, для меня, это слово Божье как авторитета в принятии любых решений, водительство Духом, оправдание верой, благодаря чему мы движемся с Богом и впоследствии входим вечность. Несомненно, это включает наш правильный образ жизни, не расслабляться, только по тому, что есть благодать, бодрствовать на своем пути, и помнить, только Христос, только писание, только вера!
Марат, спасибо за ваш ответ. Да, Сола Скриптура - это большой "подарок" от М. Лютера всему протестантскому миру! Но, про христианский образ жизни тоже забывать нельзя!
Какая богословская идея М. Лютера ближе всего вам, а что вы считаете не совсем верным в его взглядах? Поясните ваш ответ.
Для себя я отметил скорее общий образ Лютера (что отразилось и на его богословии). Я понимаю так, что Лютер часто "увлекался" и как разогнавшийся маятник "пролетал" золотую середину. Отсюда здравые идеи (значение веры в спасении человека) искажаются (можно и нужно грешить - чем больше греха, тем больше милости). Любая НЕ умеренность - это плохо. Для меня слова Христа о б узком пути спасения, в последнее время все больше не горная тропка (по которой трудно карабкаться), а узкая тропинка в бескрайней степи - с одной стороны беззаконие, с другой законничество. с горной тропкой все проще - сорвался - не сорвался (сразу видно). А вот с тропинкой в поле - все сложнее.
Александр, спасибо за ваш как всегда мудрый ответ. Да, образ тропинки в поле - очень хороший! Не сразу заметишь как сойдешь.
Лютер - дитя своего времени,и не жду от него великих открытий. Но то, что он через призму своего личного опыта познал любящего Бога, дающего ему прощение даром по его вере - этого много стоит. Да, он остался в большинстве своих воззрений католиком( крещение младенцев, исповедь перед священником, воскресный день, фатализм, антисемитизм и мн. др.), он дал своему народу на родном языке Библию, упразднил греховную практику монашества. Я уважаю его за смелость, желание жить и верить по совести, идти по пути открытого его сердцу и уму свету. Он начал Реформацию, но продолжили уже другие. Я верю, что спасение и вечная жизнь - это исключительно дар Божьей благодати, и праведность христианина от веры в Иисуса Христа, как единственного Спасителя.
Максим, спасибо за ваш ответ. Да, действительно, через призму своего личного опыта Лютер познал любящего Бога, дающего ему прощение даром по его вере, и это многого стоит!
Мне в общих чертах близко его следующее допущение: что человек может спастись исключительно благодаря вере в Бога. Однако это вера находиться внутри человека и касается только его. Присутствие или посредничество священника не является обязательным.
Тигран, спасибо за ваш ответ. Да, спасение лишь по вере - это ключевая идея Лютера, ставшая фундаментом его богословия.
Для меня ближе всего принцип sola scripture. Конечно, без веры угодить Богу невозможно. Но, на мой взгляд, верить, и, в том числе, проявлять доверие Богу возможно только на основании Писания. Как веровать если не будет проповедано и услышано. По-моему, вера возникает от Слова Божьего. Вспомнился библейский стих: "вера от слышания, а слышание от Слова Божьего. То, что вызывает несогласие - это полная бездеятельность человека. Вера - это, конечно, дар. Но вера возникает при участии человека. Много людей, которые приняли крещение, но не имеют веры. Тем более, если крещение осуществлялось в младенчестве. Человек должен согласиться со Словом Божьим. Есть множество людей, которые принимают решение не в пользу Бога, хотя соглашаются с Библией. И никак не принимается формула "греши больше - благодать все простит".
Сергей, спасибо за ваш ответ. Вы правы, даже у такого великого реформатора как М. Лютер, есть идеи, которые можно принять, и те, которые не ложатся в сердце. Согласен с вами, что веру надо рассматривать и как дар, и как реакцию человека. Уход только к одному из этих моментов, лишает нас полноты восприятия этой темы. Ну а формула "греши больше - благодать все простит", может привести христианина к печальным последствиям.
Уважаемые участники форума!
В августе 1520 года Мартин Лютер опубликовал трактат к христианскому дворянству немецкой нации. В нём Мартин Лютер открыто призывал дворянство к исправлению Римо-католической церкви, он утверждал, что папа возвёл вокруг себя стены. Он призывал сделать Писание основой нового порядка христианства. В трактате очень негативно изображался папский двор. Он говорил о его порочности, жадности и т.д. Второй трактат касался вавилонского (авиньонского) пленения Церкви. Очень активно Лютер критикует папскую власть и с этим можно согласиться. Власть Римского папы должна быть возвращена к прежнему порядку, который сформировался в первые века христианства, - это первенство чести среди других Поместных христианских Церквей.
Алексей, спасибо за ваш ответ. Да, папа изображался Лютером очень негативно, и протестанты активно использовали такой образ понтифика.
Согласна с другими участниками форума. Спасение по вере,- это то, что вспомнил Лютер, по сути, не изобрел, а как бы заново ярко пережил - разницу между законом и благодатью.
Лютер очень ярко пережил это осознание и перестал искать в себе мелкие грехи, сосредоточившись вместо этого на вере.
Однако, возможно, в некоторых местах Лютер стал прилагать этот принцип слишком сильно и буквально. Его понимание мира во многом похоже на Августиновское.
Анна, спасибо. Лютер очень любил произведения Августина! Наверное не случайно он и в августинском монастыре оказался, когда решил служить Богу.
Спасение по вере! Наверное это первое, что приходит в голову, говоря о Мартине Лютере. Действительно это важная истина, которую нам всегда стоит помнит.
С другой стороны, высказывание Лютера: »греши скорее, благодать все покроет» вызывает сомнения.
Ведь живая вера осознает цену за нас заплаченную и не хочет вновь возвращаться к греху.
Владимир, спасибо за ваш ответ. Слава Богу, что живая вера осознает цену за нас заплаченную и не хочет вновь возвращаться к греху!
Самое важное утверждение, которое открыл для себя Лютер и для всей реформации в целом - оправдание исключительно по вере. Но его крайний радикализм, привел к неверным выводам, что даже если ты грешишь, то ничего страшного, оправдание от этого никак не зависит. Но в такой формулировке формируется неверное представление о пагубности греха.
Иван, спасибо за ваш ответ.
Для меня ближе идея Только благодать! Без благодати мы не можем иметь спасение и оправдание. Остальные тоже важны, но если бы не благодать, не имел бы веру. Если бы не благодать, то Писание для меня было бы закрыто. Я бы даже не открывал его и не читал.
Александр, спасибо за ваш ответ. Да, без Божьей благодати мы бы не имели спасение. Это точно.