Как вы оцениваете роль кальвинизма в Реформационном движении? На ваш взгляд, почему именно учение Ж. Кальвина стало «религиозной скрепой» для протестантов и протестантских стран, противостоящих католической церкви?
(Ваш ответ должен быть не менее 100 слов)
У любого движения есть свое ДНК. Его направленность, цели и задачи. Любая реформация требует идеологии, которая дает обоснование правоты действий. Кальвин строитель Женевской республики. отличный образчик магистерской (правительственной) реформации. Божье предопределение в извращенной форме, отличный инструмент в руках политиков. Как по мне, это такое же папство, только на своем уровне. Волнует власть, все остальное ширма. Господь Иисус Христос, не шел политическим путем, хотя наверное Ему очень хотелось избавить народ от существующих властей. Его Царство не от мира сего, Он обращался к сердцам людей. Бог поставляет и низлагает королей ,и наши руки не должны быть запачканы кровью людей!
Олег, спасибо за ваш ответ. Вы верно заметили, что реформация, как и любое другое серьезное движение, требует идеологии, которая дает обоснование правоты действий. Думаю, что кальвинизм здесь хорошо подошел. Что стоят католические мессы, таинства, обряды когда всё уже давно предопределено Богом?
Как вы оцениваете роль кальвинизма в Реформационном движении? На ваш взгляд, почему именно учение Ж. Кальвина стало «религиозной скрепой» для протестантов и протестантских стран, противостоящих католической церкви?
На мой взгляд, говорить о роли кальвинизма во всем Реформационном движении не корректно, слишком уж оно не однородно и, например, на мой взгляд, роль Арминия - не меньше. То же, что учение Ж. Кальвина стало очень популярно для протестантов и протестантских стран, противостоящих католической церкви, то это объяснимо с моей точки зрения тем, что оно было достаточно хорошо проработано и систематизировано (что важно в обсуждении богословских вопросов с историческими церквями у которых богословие поставлено на высоте). Это актуально и сейчас - во мн протестантских общинах срединного толка, каковым является и наше братство - у нас богословия как такового практически нет и в полемике, например, с православными (хорошо подготовленными, типа кочетковцы) братья, даже оплачиваемые служители, городят ерунду, которая воспринимается только внутри общины, где нет оппонентов (да и то в последнее время даже внутри - не очень воспринимается).
Александр, спасибо за ваш ответ. Вы правы, хорошая проработанность и систематизация - это то, что делает учение богословской системой, и это привлекает.
Приветствую всех участников форума!
Мы прекрасно понимаем, что подход в реформационном движении Кальвина в отличие от Лютера, былне менее радикален, но отчасти он был, наверное, больше рационалистичен, и отвечал внутренним вызовом религиозной обстановки. Ведь Кальвин несмотря на свои эмоциональные резкие движения, а когда происходит что-то новое, без эмоций и человеческихошибок не обойтись. Смог сдержать ситуацию, и процесс формирования общины. Причём что самое интересное, я думаю отклик многих его сподвижников, был в плане организации теократического государство. Отчасти им это удалось, но мы понимаем, как бы ни хотелось отделиться церковной власти от государственного управления, это мало кому удавалось. Причем на всём этом фоне, Кальвин, был достаточно радикален в подходе к священному писанию, особенно ветхому завету. Но без цельного восприятия Ветхого и Нового ничего хорошего получиться не может. И в итоге, проблематика богословских споров, которые сейчас идут между протестантами и кальвинистами, эта тематика предопределения.
Марат, спасибо за ваши интересные размышления. Вы использовали термин "радикален", и я думаю, что именно в этом ответ на вопрос форума этой недели. Крайний кальвинизм довольно радикален, но во время ведения буквальных военных действий именно это и надо. Вряд ли учение Христа о любви к ближнему будет в такой момент полезно. Кальвинизм можно назвать "духовной дубиной", которой протестанты смогли ударить по основам католической системы.
Джон Кальвин внес свой уникальный вклад в развитие Реформации. Он фактически разработал основы протестантского систематического богословия. Кальвинизм быстро распространился по Европе благодаря акценту на уверенности во спасении и важности благочестивой жизни. Кальвин пошел дальше Лютера в радикальном размежевании с учением католической церкви. Это видно на примере позиции о евхаристии. Радикализм кальвинизма нашел благодатную почву в среде зарождающемся новом классе буржуазии и тех, кто начал вкладывать свои деньги в бизнес.
Максим, спасибо за ваш ответ. Вы использовали на мой взгляд очень точную фразу - "радикализм кальвинизма". Думаю, что современные формы кальвинизма уже более "мягкие".
Если реформация Лютера во второй четверти XVI в. была по преимуществу монархической – новое вероисповедание вводили на своих территониях немецкие князья, то учение Кальвина соответствовало эпохе зарождения политических движений против королевского абсолютизма. Кальвинизм стал одной из основных религий в Нидерландах и Шотландии, а также вызвал 8 религиозных войн во Франции (1562 - 1598 гг.).
Тигран, спасибо за ваш ответ. Думаю, можно согласиться с утверждением, что учение Кальвина соответствовало эпохе зарождения политических движений против королевского абсолютизма. Хотя при этом Кальвин - классический магистерский протестант, все делал только с одобрения власти (магистрата).
На мой взгляд, здесь несколько причин. Одна из них - это хорошо проработанное учение. И при этом достаточно понятное. Кроме того Лютер сохранил внешнюю сторону католичества, а это могло отталкивать людей, которые порывали с католической церковью. Конечно, для меня очень сложна для восприятия кальвинистская концепция предопределения. В курсе Джона Файнберга "Проблема зла" была кратко представлена часть этой концепции. Для моего сознания это было непонятно. Но в целом учение Кальвина соответствует Священному Писанию и хорошо воспринимается. Кроме того, Кальвину удалось воплотить свое учение на практике, при создании теократической республики в Женеве и, вероятно,это привлекло к нему большое внимание в разных странах.
Сергей, спасибо за ваше мнение.
центральной доктриной кальвинизма из которой следуют все остальные доктрины - был суверенитет Бога. Т. е . верховная власть Бога и Священного Писания, трактуемого и толкуемо другими местами Писания.
Любовь, спасибо за ваш ответ. Да, суверенитет Бога, т. е. наличие Его верховной власти, уже сам по себе, вполне может сплотить верующих людей. Также важно при этом не забывать о Его любви!
Уважаемые участники форума!
Учение Кальвина имело очень мощный импульс от своего автора. Кальвина не зря называли "женевским папой", он создал теократическое государство во главе которого стоял не Бога, а сам Кальвин, представитель духовной власти. Кальвин провозглашая свои уставы формировал определённый порядок, определённое мировоззрение среди жителей Женевы. Жизнь Лютера противоречива - он то монах, то женатый человек, то строгий последователь Писания, то сторонник веселья, обильного питания, а Кальвин ещё и аскет, неотступно следующий своим путём. Роль личности Кальвина в истории его учения очень значима. Кальвин очень тщательно разрабатывал свою доктрину, исходя из положений Священного Писания, он не отступал от этих положений и продвигал их в нужном направлении. Его доктрины касаются не только бытовых вопросов, но и вопросов фундамента веры. У него огромный корпус сочинений, эпистолярное наследие. Он трудился без устали все годы своей деятельности. Образ гения Кальвина блестяще описан Стефаном Цвейгом.
Алексей, спасибо. Вы правы, личность Кальвина в истории его учения очень значима. Меня удивляет, что очень быстро его могила была потеряна, и сегодня место его захоронения неизвестно. Наверно, чтобы теперь уже протестанты не создали особое место поклонения.
Возможно дело в личности Кальвина.
он был очень настойчив, трудолюбив и посвящен. Кальвин был хорошим организатором. Я удивляюсь его трудолюбию и посвященности. Он написал много богословских трудов, возможно это сыграло определенную роль.
Владимир, спасибо за ваш ответ из ваше мнение.
Кальвин представил четкую и систематизированную теологию, которая включала ключевые идеи, такие как предопределение, суверенитет Бога и необходимость личной веры. Это дало протестантам ясные основы для их вероисповедания и практики, что способствовало единству среди последователей. К тому же Кальвин предложил модель церковного управления, основанную на пресвитерианской системе, где местные общины управлялись избранными старейшинами. Это дало протестантским церквям большую автономию и возможность противостоять католической иерархии.
Иван, спасибо за ваш ответ.
В кальвинисском учении больше ясности и конкретики. Это благодаря тому, что Кальвин и его последователи уделяли большое внимание систематическому богословию. Лютер на это мало обращал внимание. У него на первом месте стояла вера.
Александр, спасибо за ваш ответ. Да, систематическое богословие важно! Можно сказать, что Ж. Кальвин это доказал.