История о женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин. 8:1-11), - один из популярных и любимых многими отрывков Евангелия. Однако его нет в Синайском, Византийском и Александрийском кодексах. Самая ранняя рукопись с этим фрагментом датируется V веком. С IX века он становится рукописью большинства. Отцы Церкви не цитируют его и не комментируют. На ваш взгляд это событие исторично? Каким образом эта история могла попасть в текст Библии? Что потеряет церковь, если это событие признать неисторическим?
(Ваш ответ должен быть не менее 100 слов)
Действительно, история, записанная в 8-й главе Евангелия от Иоанна очень популярна и любима многими христианами. Мне она также очень дорога!
Хотя ее нет в перечисленным кодексах: Синайском, Византийском и Александрийском, она представляется мне подлинным и историчным событием: никто из людей не мог произнести таких МУДРЫХ слов в адрес согрешившей женщины, кроме Самого Бога: "Кто из вас без греха, первым брось в нее камень" - стих 7.
Ценность этого евангельского повествования очень велика: оно учит нас судить самих себя и быть милостивым к другим людям. К сожалению, в жизни нередко происходит с точностью до наоборот: мы прощаем себе многие грехи и слишком строго судим ближних.
На вопрос о том, каким образом эта история попала в текст Нового Завета, отвечу так: так было угодно Богу, дабы научить нас великодушно и милостиво относиться к согрешающим людям, желая им спасения, а не погибели.
Господь бодрствует над Своим Словом. Оно учит нас не судить никого никак (1 Кор. 4: 5).
Надежда, спасибо. Полностью с вами согласен, что ценность этого евангельского повествования очень велика! Мне он тоже очень близок! Действительно, этот отрывок учит нас судить самих себя и быть милостивым к другим людям.
Так случилось, что лет 10 тому я писал статью данный текст (история о женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин.8:1-11). Помню, что мне приходилось объяснять тест с учетом общего евангельского контекста, или в свете общепринятой догматики. Кому интересно, тест прилагаю. Одним словом, трудности с текстом были.
История настолько яркая, что ее трудно было не включить в текст Библии. Несомненно, Церковь потеряет если откажется от этой истории, но вопрос в каком аспекте? Не думаю, что мы обедним образ Христа, или умалим Его милосердие. Есть много других текстов, которые открывают нам Его любовь и защиту. А вот проблема редакции канона выглядит куда серьезнее. Сложно представить во что может вылиться пересмотр текста Священного Писания.
Жан, спасибо. Вы точно сформулировали, что история настолько яркая, что ее трудно было не включить в текст Библии. Да, редакция канона Писания - вещь опасная!
Спасибо за статью!
История о женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин. 8:1-11), - один из популярных и любимых многими отрывков Евангелия. Однако его нет в Синайском, Византийском и Александрийском кодексах. Самая ранняя рукопись с этим фрагментом датируется V веком. С IX века он становится рукописью большинства. Отцы Церкви не цитируют его и не комментируют. На ваш взгляд это событие исторично? Каким образом эта история могла попасть в текст Библии?
Маловероятно, что кто-то мог придумать и включить такую историю в Библию. Возможно, она дошла через устное предание (но это только догадка и точно можно будет узнать, как мне думается только на небесах). В общем эта история очень хорошо вписывается в "портрет" Господа и ни в чем не противоречит всему остальному содержанию Евангелия.
Что потеряет церковь, если это событие признать неисторическим?
А что мы потеряем, если пропадут все труды отцов церкви? Скажется ли это на нашем спасении или даже просто понимании Св. Текстов? - Не думаю. Но мы точно станем много много духовно беднее.
Александр, спасибо за ваш ответ. Да, духовно беднее становиться не хочется.
На мой взгляд, речь не в том как красива эта история и какие истины мы в ней находим, а в том была ли она задумана самим Иоанном? Все внутренние и внешние свидетельства говорят в пользу того, что этой истории в Писании не было изначально. Как она туда попала трудно сказать, точно также как и другие тексты, которые мы считаем с большой вероятностью не аутентичными. Лично я считаю данную историю не историчной из имеющихся у нас данных. Опять же, аргумент от умолчания отцов церкви очень красноречив, так как история очень яркая сама по себе. Что мы теряем трудно сказать, так как каждый вкладывает в это свое. Теряем ли мы какую-то вероучительную истину? Нет. Скорее всего мы теряем возможность сослаться на еще один пример проявления милосердия Иисуса.
Иван, спасибо за ваш ответ. Согласен с вами, что в данном случае мы не теряем никакую вероучительную истину, и примеров проявления милосердия Иисуса у нас достаточно.
Повествование о прощении жены грешницы многими из новейших издателей Евангелия Иоанна (Лахман, Тишендорф и др.) и толкователями признается вставкой в Евангелие, сделанной в позднейшее время. В обоснование такого утверждения указывают, во-первых, на то, что этого рассказа нет во многих древних рукописях Евангелия. Во-вторых, находят невозможным, чтобы этот рассказ каким-нибудь способом мог быть опущен, если он действительно когда-либо имелся в Евангелии Иоанна. В-третьих, говорят, что сам стиль этого рассказа не соответствует стилю всего Евангелия.
Зачем же враги Христа привели к Нему преступную женщину? Зная Его как друга мытарей и грешников, они рассчитывали и здесь на Его милосердие к преступнице закона, чтобы найти новый повод к обвинению Его в нарушении закона. Но Христос прямо не сказал ничего ни за, ни против закона. Не отвечая Своим врагам, Он хотел дать им понять, что ответить на их вопрос значило бы вмешаться в дела гражданского судопроизводства, а это не входило в Его задачу как Учителя народа.
Тигран, спасибо за ваш ответ и за ваше мнение.
В свое время я принял решение - принять то, что Бог способен слово Свое сохранить.
Для меня Писание, которое дошло до меня в том виде и есть слово Божье, причем на моем языке.
Несмотря на то, что я занимаюсь изучением Писания на иврите и греческом языках, мой путь с Синодальным переводом не уступает)!
Я восхищаюсь Духом Святым способным наставить на всякую истину!
Текстология замечательная наука, и я увлекся этим предметом, есть нечто привлекательное, заставляет думать!
Евреи говорят, что у Торы 70 лиц ,имея ввиду прочтение каждым текста Писания. Если убрать ошибки, то видно, как переписчикам хотелось вставить слова, которыми они вдохновлялись.
Данная история, не могла быть в Писании ,если бы не была исторически достоверна. Я даже не имею ввиду участие Иисуса Христа в ней, а соответствие событий укладу жизни евреев тех времен. Простой пример, один из: мы не видим в Писании прелюбодеев, за исключением отдельных случаев, и их немного, а видим лишь прелюбодеек. Так получилось в еврейском обществе, порицалась только женщина. Ее застали, а где тот, с кем застали?
Если смотреть глобально, люди смогут жить лишь милостью Божьей ,а милость проявляется или востребована после суда ,а суд должен быть праведен!
Иисус, не отпускает женщину без суда ст. 11 впредь не греши! Отпускает ее, "иди" оказав милость!
Они оставили главное: суд и милость!
А это история разжевывает применение этих истин!
Не знаю историю появления этого текста в Каноне ,но Канон это не только деятельность людей, но и промысла Божьего!
Олег, спасибо за ваши размышления. Вы правы, канон это не только деятельность людей, но и промысла Божьего!
Также, согласен с вами, что эта история точно соответствует укладу жизни евреев тех времен.
Я отношусь к данной истории, как преданию. Но она описывает сердце Иисуса, Его отношение к грешнику. Я не цитирую эту историю сегодня, но могу рассказать современные притчи или иллюстрации. История скорее всего была возможна, она вписывается в конфликт Иисуса Христа с религиозной системой того времени. Наравне с новозаветными рукописями в общинах были известны устные речи Иисуса. Скорее всего в более поздних рукописях появилась необходимость включить в текст канонического Евангелия от Иоанна. Но духовной красоты и важности истины эта история не теряет. даже если в оригинале ее могло не быть.
Максим, спасибо за ваш ответ. Вы верно отметили, что история женщины взятой в прелюбодеянии вписывается в конфликт Иисуса Христа с религиозной системой того времени. Это придает этой истории реальности.
Для критиков или для мусульманских "апологетов" может это и важно. Но мое мнение история могла бы и быть. Если смотреть на эту историю, то можно очень многое узнать об Иисусе. Он не нарушил иудейский закон, не нарушил юридический закон и самое главное в этой истории мы видим сердце Иисуса!
Александр, спасибо за ваше мнение. Вы хорошо подметили, что в этой истории мы видим сердце Иисуса!